Лекция № 18 Типы научной рациональности. Современная философия науки XX-XXI веков


План лекции:

 

  1.  Классическая философия ХУП – Х1Х вв. Характеристика классической рациональности.
  2. Социально-историческая ситуация в Западной Европе в Х1Х – ХХ вв. Неклассическая философия и ее основная проблематика: позитивизм О. Конта. Философия Э. Маха и Р. Авенариуса. Неопозитивизм и проблемы языка науки.
  3. Постнеклассическая философия, как тип научной рациональности (вторая половина ХХ - ХХ1 вв). Системные исследования в науке. 

Со времен Античности европейская культура и философия формировались под знаком рациональности. Рациональность – это организация жизненного мира человека, которая проявляется в самостоятельности мышления, умении принимать решения и нести за них ответственность.

Классическая наука, основанная на рациональности, формировалась на принципах тождества мышления и бытия, что означало для человека: 1. способность познать мир, в котором он живет и 2. способность мышления выходить за пределы чувственного познания и работать с идеальными моделями, т.е. умозрительными понятиями, в которых отражалась сущность бытия.

В условия классической науки познание мира означало познание существенных, объективных свойств изучаемого объекта, а потому ученые стремились очистить разум от «субъективных напластований». Особые усилия в этом направлении прилагались в эпоху Просвещения (ХУШ в.). «Истина требует не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать» - говорит Б. Спиноза.

Так утверждается объективизм в мышлении, науке и философии. Наука в ХУП – ХУШ вв. находилась на эмпирическом уровне познания и научная рациональность признавала только такую истину, которая соответствовала объективным свойствам изучаемого объекта и проверялась опытным путем. Истина была единственной, она не подвергалась сомнениям, так как отражала объективные законы и понятия, отражающие объективные свойства и связи предметов, на основе которых можно было прогнозировать будущее. Истинное знание рассматривалось как абсолютное.

Самой развитой наукой в ХУП – ХУШ вв. была механика, она распространяла свое методологическое влияние на все другие науки, и механицизм становится господствующим принципом познания. А в ХУШ веке Исаак Ньютон создает первую научную картину мира, которая получила название механической, т.к. основывалась на законах механики.

Так сформировался классический тип научной рациональности характерными особенностями которого были:

1.Объективизм в познании, т.к. предметом познания были объективные свойства предметов, а истинным было знание, отражающее эти свойства,
2. Природа изучалась как набор статических объектов, которые обладали небольшим количеством основных свойств, и эти свойства находились в жестских причинно-следственных связях, в философии пэту связь называют детерминизмом. Под детерминизмом    понимают всеобщую причинную обусловленность явлений и предметов. Особое значение приобретает «лапласовский детерминизм», когда многочисленные причинно-следственные связи объясняются одной начальной причиной.

Примером такой причинно-следственной связи может служить следующее стихотворение:

Не было гвоздя – подкова пропала,
Не было подковы – лошадь захромала,
Лошадь захромала – командир убит,
Армия разбита – конница бежит.
Враг вступает в город, пленных не щадя,
Потому что в кузнице - не было гвоздя.

3.Человеческий разум перестал быть Божественным разумом и приобрел статус суверенности. Он обосновал свои права на истину и выработал формы познавательной деятельности.

4. Истина добывалась через опыт и проверялась на опыте. Такой уровень познания называется - эмпирическим. Наука стремилась отыскать одну единственную истину, которая бы соответствовала объективным свойствам изучаемого объекта. Классической наукой разрабатывались два уровня познания: эмпирический и теоретический, объясняющий процессы на эмпирическом уровне.

5. Самой развитой наукой была механика, она распространяла свои методы на весь процесс научного познания, в том числе и на гуманитарные науки (Ж.О.Ламетри: «Человек как машина»). В ХУШ веке И. Ньютон создал механическую картину мира, первое понимание мира как целостной системы на основе законов механики.

6. Каждая философская система классического типа рациональности стремилась создать целостное системосозидающее учение.

2. К 30-м годам Х1Х в. эра классического рационализма, под которым прежде всего имелась в виду философия Гегеля, подходит к своему завершению. Наука окончательно отделилась от философии и стремилась превратиться в исследовательскую технику, на основе которой ученые хотели создать новую, позитивную философию.

Новый виток развития капитализма, обострение классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией и возросшие потребности в создании новой техники, вызвали к жизни материалистическую философию Л. Фейербаха и диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. Объективный идеализм Гегеля с диалектикой умозрительных категорий не отвечал запросам общества, его критиковали не только Л. Фейербах, но и представители позитивизма в лице Огюста Конта.

Огюст Конт французский историк, основатель социологии и инициатор создания новой – позитивной философии. Если философия, начиная с Сократа, формировала свой понятийный аппарат как систему всеобщих принципов и категорий, создавая системосозидающее учение о мире, как о едином целом, то позитивисты решили создать философию, которая бы основывалась на методах познания конкретных наук.

О. Конт критикует объективный идеализм Гегеля, а вместе с ним философию вообще, упрекая ее в том, что за два тысячелетия существования философия не дала никаких ощутимых результатов ни в преобразовании природы, ни в создании техники, ни в обретении человеком комфортной жизни. Результатом такого длительного развития явилась масса противоречивых школ, которые Конту кажутся абсолютно бесполезными и бесплодными с их умозрительными конструкциями. А потому эти бесплодные учения, по мнению О. Конта, должна заменить новая, «позитивная» философия.

С приходом позитивизма наступила эпоха неклассической философии, которая больше не занималась созданием всеобъемлющих философских систем. Многочисленные школы позитивистской философии росли как грибы после дождя, но каждая школа разрабатывала свою узкую тему, которая в данное время была наиболее актуальной. Эти темы анализировались позитивистами по возможности глубоко и всесторонне и привлекали к себе внимание научной и философской общественности. Проблематика этих школ определялась по следующим направлениям:

- аналитическая философия разрабатывала проблемы развития научного знания: позитивизм О. Конта, эмпириокритицизм, неопозитивизм, неотомизм и др.

- школы, утверждающие культ научно-технического знания: сциентизм, антисциентизм, технократические теории,

- школы, выясняющие значение иррациональных форм познания: феноменология, философия жизни, психоанализ, интуитивизм,

- исследование культурного наследия для объяснения современной культуры и жизненного уклада: герменевтика и постмодернизм,

- проблема человек в суровых условиях ХХ – ХХ1 вв.: экзистенциализм и персонализм.

ogust-comteКритический анализ развития классической философии приводит Огюста Конта к выводу, что мышление человечества проходит три стадии: 1. теологическую или мифологическую, 2. метафизическую (классический период развития философии) и 3. позитивного мышления, которое должно создать философию на основе конкретного научного знания. Конт считает, что научным знанием может считаться только такое знание, которое можно проверить опытным путем. Этот принцип проверки знания на научность получил название – верификации.

Когда наука находилась на эмпирическом уровне развития, принцип верификации работал исправно, но когда наука вышла на теоретический уровень, оказалось, что достаточно общую теорию в науке проверить опытным путем невозможно. Следует помнить, что теория – это высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях развития определенной области действительности, опыт же это единовременное действие, лежащее в основе эмпирического познания мира.