Лекция № 18 Типы научной рациональности. Современная философия науки XX-XXI веков


Что касается умозрительного философского знания, которое является логическим постижением истины, основанным на абстрактно-теоретическом знании, и не связанным с эмпирическим познанием. Естественно, опытным путем проверить такое знание невозможно.  Поэтому, когда наука выходит на теоретический уровень развития, принцип верификации уже не работает, и позитивисты в качестве проверки истинности знания заменяют его принципом когеренции, т.е. логически непротиворечивым высказыванием.

Так, благодаря естественному ходу развития науки, т.е. переходу от эмпирического уровня на теоретический, позитивизм Огюста Конта сменяется другой разновидностью позитивной философии - эмпириокритицизмом, или махизмом, т.е. философией Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса.

ernst-machavenariusЭ. Мах, австрийский физик-философ и Р. Авенариус, швейцарский психолог-философ, поставили перед собой задачу исследовать природу эфира. В конце Х1Х в. считалось, что все космическое пространство заполнено эфиром, свойства которого не были изучены. Мах и Авенариус провели целый ряд тщательно организованных и продуманных опытов по изучению эфира. В результате они пришли к выводу, что знания об объекте исследования содержат как характеристику его объективных свойств, так и субъективное знание, которое определяет сам ученый, ставя перед собой определенную цель познания, используя нужные ему методы и средствами исследования, а также оценивая результаты своей работы.

Мах и Авенариус посчитали, что классическое познание, противопоставляя объект субъекту, «удваивает мир», и познание следует освободить от этого «удвоения».

Эту процедуру они назвали принципом «экономии мышления». Такое познание предусматривает познание мира с позиций определенного субъекта, а не просто познание с целью изучения только объективных свойств объекта. А потому для Маха и Авенариуса истина – это не просто знание, отражающее объективные свойства объектов исследования, она включает в себя и субъективный фактор. Такое знание они назвали «элементами мира».

Введя в процесс познания момент субъективной истины, Мах и Авенариус предлагают науке новый тип мышления – релятивистский. Термин «релятивный» означает относительный. Истина, которая представляет собой единство объективных и субъективных моментов, не может быть единственной, она зависит от условий, которые может изменять сам исследователь, исходя из цели и методов исследования, приборов, с помощью которых изучается объект, ценностей, с позиций которых интерпретируются результаты исследования.

einsteinnils-borВыводы Маха и Авенариуса были первым шагом в формировании релятивистского типа мышления. Релятивизм в познании и науке утверждался в дальнейшем благодаря теории относительности Альберта Эйнштейна, принципа дополнительности Нильса Бора, конвенционализма Анри Пуанкаре, открытиям в области микромира. В конце Х1Х века наука открывает для человечества микромир. Атом, который со времен Античности считали неделимым, оказался сложной системой элементарных частиц, в которой действуют свои законы и которые предстояло познать человечеству.

Релятивизм в познании и господствующая тенденция в развитии науки Х1Х – начала ХХ вв. - дифференциация научного знания привели к такому положению, когда ученые даже одной области познания, например физики, перестали понимать друг друга. И хотя тенденция дифференциации является естественным процессом в развития науки, в результате чего наука расширяет и углубляет процесс познания, эта тенденция приводит к возникновению новых научных дисциплин со своим понятийным аппаратом и методами исследования. Тенденция дифференциации в научном познании, господствующая до середины ХХ века, вызвала настоящий кризис в культурном развитии человечества, который выразился в том, что ученые не могли понимать друг друга, так как разговаривали на разных языках своих наук.

Английский физик, философ, писатель Чарльз Сноу охарактеризовал эту ситуацию в развитии науки как «кризис человеческой цивилизации». В статье «Две культуры» он сравнивал последствия этого кризиса со строительством Вавилонской башни. Таким образом, дифференциация научного познания заставила научную общественность очень серьезно задуматься над проблемами языка науки, т.е. над понятийным аппаратом своих наук.

А  потому в тридцатые годы ХХ столетия перед наукой вопрос о языке науки и совершенствовании логических методов исследования.

Эта проблема становится предметом исследования третьей формы позитивизма – неопозитивизма (Н-П). Неопозитивизм возникает в 30-е годы ХХ столетия. Перед этой формой позитивной философии стоит непростая задача – создать универсальный язык науки, который могли бы использовать все науки и логические методы исследования, общие для всех наук.   Неопозитивисты посчитали, что для решения этой задачи необходимо использовать научный аппарат математической логики, который якобы способен решить проблему методологии науки средствами самой науки.

Немецкий математик Готлоб Фреге создал формализованный язык математической логики, который, по его мнения, должен был заменить естественный язык. Но, вскоре выяснилось, что формализованный язык математической логики способен передать только связи, а не содержание изучаемых объектов. Таким образом, без естественного языка в науке обойтись оказалось невозможно.

rasselludwig-wittgensteinДля решения неопозитивистской задачи были использованы работы Бертрана Рассела и знаменитая работа Людвига Витгенштейна «Логико-философский трактат», который был опубликован в 1921 году. В «Логико-философском трактате» Витгенштейн пишет, что мир логичен, поэтому его можно описать в форме логических предложений, мысль при этом должна быть ясной, о неясном лучше не говорить. Философия должна прояснять мысли, т.к. она не имеет доступа к фактам. Философия не наука, она – деятельность. Таков был вывод неопозитивистов в отношении философии. Если вспомнить О. Конта, то он хотел создать позитивную философию, опираясь только на методологию конкретных наук.