Лекция № 18 Типы научной рациональности. Современная философия науки XX-XXI веков


Третий тип научной рациональности возникает во второй половине ХХ века.  Этот тип рациональности связан с тенденцией интеграции и развитием в науке системного типа мышления, который, как всегда это бывает, начал зарождаться еще в недрах позитивистской рациональности.

В 1906 году русский ученый А. А. Богданов написал книгу «Тектология», в которой высказал ряд идей о системной организации мира, моделировании, об обратной связи в сложных открытых системах...Новый тип рациональности получил название – постнеклассического, а направление в философии второй половины ХХ века, которое возникло после позитивизма, получило название «постпозитивизм». Основное внимание методологи этого направления уделяют вопросам развития науки: 1) как возникает новая теория? 2) как новая теория добивается признания? 3) возможен ли диалог между альтернативными теориями? И другим актуальным проблемам развития научного познания.

popperАнглийский философ и методолог Карл Поппер, занимался проблемой роста научных знаний. Он утверждал, что рост знаний происходит в процессе дискуссий, когда существующие теории подвергаются критике. Он назвал свою философию критическим рационализмом, а движущей силой развития науки – фальсифицируемость существующих теорий, т.е. возможность их критического осмысления. Карл Поппер считает, что, если научные теории нельзя подвергнуть критическому анализу, то наука превратиться в догму, и тогда наступит полный застой в познании.

Если позитивисты не считали философию наукой и обосновывали бессмысленность философских понятий и суждений, то постпозитивисты отказываются видеть жестские границы между наукой и философией. Они отводят философии функцию осмысления научного познания, т.е. ту, привычную для классической философии функцию, которую развивала еще немецкая классическая философия и называла эту функцию – рефлексией над наукой.

Постпозитивизм не был школой, которая работала над единственной проблемой. В рамках этого направления работает ряд интересных философов, среди них американский философ и методолог – Томас Кун, уделивший большое внимание деятельности научных сообществ и проблеме развития науки.

kuhn thomasОпределяющее значение в развитии науки, по убеждению Т.Куна, принадлежит не логике, не методологии, а совокупности убеждений, ценностных критериев, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научную традицию, которую он называет парадигмой.

Парадигма – (от греч. – образец) это совокупность базисных теоретических взглядов, образцов исследования, методологических средств, которые признаются и принимаются как руководство к действию членами научного сообщества.

Парадигма связана с коренными, качественными изменениями в развитии науки, которые Т. Кун называет научными революциями. Развитие науки происходит эволюционным путем (кумулятивным), который сменяется революцией, т.е. сменой парадигмы. Эти процессы Т. Кун описал в работе  «Структура научных революций», которая вызвала огромный интерес во всем мире. На русский язык работа была переведена в 1975 году и выдержала несколько изданий.

Развитие науки у Куна представлено следующими этапами: допарадигмальный период, когда существует множество школ и отсутствует единая парадигма, т.е. единая концепция познания, модель культуры мышления. Следующий этап в развитии науки Кун называет зрелой наукой. В этот период появляются общие теоретические и методологические принципы, складывающиеся в общепринятую научным сообществом парадигму. Зрелая наука проходит три периода: 1) нормальная наука, когда парадигма признается научным сообществом и принимается как руководство к действию, 2) появление аномальных изменений, когда существующая парадигма не в состоянии объяснить возникшие проблемы, и тогда наступает кризис, который сменяется третьим этапом – 3. революцией в науке и сменой парадигмы.

Таким образом, в развитии научного знания мы наблюдаем кумулятивный период, когда наука постепенно накапливает знания и формирует свою парадигму – совокупность понятий, теорий и методов исследования, дающих научному сообществу модель мышления и возможность постановки новых проблем и их решения. Но когда выработанная парадигма перестает объяснять вновь появившиеся факты, наступает кризис, а затем и революция, которая заканчивается сменой парадигмы.

Так представляет развитие науки Т. Кун.

imre-lakatosАнглийский физик, венгерского происхождения, Имре Лакатос считает, что развитие современной науки должно осуществляться через решение научных программ. Научная программа – основная единица развития научного знания в современную эпоху, когда наука обращается к системному познанию мира, и представляет собой синтез теорий различных наук, объединенных общей целью и принципами решения сложных практических задач. Научные программы создаются для решения сложных, системных проблем и глобальных вопросов современности, которые требуют синергетической методологии для своего решения. Термин «синергетика» (содружество, сотрудничество) в научный обиход ввел доктор Г. Хакен. Метод синергетики опирается на глобальную эволюционную систему, которую разработал Илья Пригожин, бельгийский ученый, русского происхождения, президент королевской академии Бельгии, лауреат Нобелевской премии.

Американский философ-методолог Пол Фейерабенд утверждал, что универсального метода в науке не существует, как нет и абсолютных критериев научной рациональности, а потому все формы общественного сознания: наука, философия, миф, религия – обладают самостоятельной гносеологической ценностью. Фейерабенд утверждал плюрализм методов в науке и равноправное существование различных типов знания. Его в философии называют «методологическим анархистом».