Лекция # 1 Философия, её предмет и роль в жизни человека и общества


План лекции
 

  1. Изменение предмета философии в историческом развитии.
  2. Мировоззрение (М) - предмет современной философии: определение, содержание, роль в становлении личности.
  3. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, наука.
  4. Философия и наука. Специфика философского знания.
  5. Функции философии. Философия и культура.

Милетская школа       Возникновение европейской философии обычно относят к 7-6 векам до н.э. В греческом городе Милете возникает школа, представители которой захотели объяснить мир не с помощью мифологии, а на основе собственного разумения. Милетцы впервые заговорили о субстанции, как первооснове мироздания, и выразили свое учение не в мифологических образах, а в понятиях. Такой способ мышления стали называть философским – от греч. философия (филео – люблю, софия – мудрость).

       Философия была открыта человечеством как поиск и нахождение ответа на основные вопросы своего бытия, как осмысление предельных вопросов о смысле жизни, мудрости познания и тех ценностей, ради которых живет человек. 
      
Уже в Античный период философия определила своё содержание и выделила философские категории, самые общие понятия, которые составляют понятийный аппарат философии, её язык. Содержание этой науки составили три её важнейших раздела: онтология (онтос-бытие, логос-учение), гносеология (гносис-знание, логос-учение, теория), аксиология (аксиос-ценность, теория ценностей).
      
История развития философии свидетельствует о том, что в разные исторические периоды, в  зависимости от  потребностей общества и господствующей формы общественного сознания, предмет философии претерпевал изменения. Иначе говоря, философия начинала исследовать наиболее важные проблемы своего времени на самом общем, мировоззренческом уровне. Не случайно поэтому, Гегель, определяя  предмет  философии, скажет, что философия – это эпоха, схваченная в мыслях

         Философия изучает цели и смысл исторического процесса, движущие силы истории, стремится определить тип связи между  человеком, обществом и природой, а также методологию познания. "Философская деятельность по наделению  смыслом процесса познания - альфа и омега всего научного знания" ( Г. Гегель "Наука логики",с. 127).

      Так    высоко определяет Гегель значение философии для научного познания уже в ХУШ веке, а в Античный период наиболее интенсивно исследовались проблемы онтологии. При дефиците научных знаний о мире, человек хотел знать, в каком мире он живет, каково его место в этом мире? Именно поэтому онтология была  главным предметом познания в философии вплоть до 17 века, т.е. до Нового времени.В Новое время господствующей формой общественного сознания становится наука, в которой так была заинтересована молодая буржуазия. Наука распространяет свое влияние на другие формы общественного сознания и формирует мировоззрение передовых людей Европы этого времени. Свою задачу философия видит в осмыслении и развитии научного познания, а гносеология становится основным предметом философии Нового времени и остается таковой до сих пор во многих современных философских школах Запада.

В конце ХХ века на постсоветском пространстве философию марксизма перестали считать высшим достижением философской мысли, идеологической основой государства и апологетом материалистической философской мысли. Марксизм стал ещё одной философской школой прошлого  со своими достоинствами и недостатками.

Предметом – современной философии в постсоветский период становится мировоззрение. Мировоззрение включает в себя все три составляющие содержание философии: онтологию, гносеологию, аксиологию. Синтезировав основные части философского знания, мировоззрение выражает квинтэссенцию развития культурной эпохи своего времени.

Учение о бытии и теория познания поочередно в силу определенных объективных причин становились главным предметом философии. А какую роль при этом выполняла аксиология - теория ценностей? С помощью ценностных ориентиров и критериев человек оценивает всю свою деятельность, и определяет дальнейшие цели развития. Без такой оценки он не мог бы развиваться, не мог бы понять, что он сделал хорошо и каковы его недоработки. Поэтому понимание ценностей ему было необходимо всегда. В настоящее время все чаще ученые говорят о такой отрасли знания как научная критериология, без которой, как пишет К.М. Долгов, современному обществу грозят засилие пошлости, безвкусия, варваризация духовной культуры и дальнейшее увядание литературы и искусства. (Долгов К. М. Анализ проблем развития эстетики...//Вестник МУ,сер 7, с 45).

Формирование ценностных ориентиров и критериев начинается с представлений об идеале. Идеал – представление о совершенной жизни и совершенном человеке. В каждую историческую эпоху человек, опираясь на достигнутое и основываясь на потребностях своего времени, вырабатывает идеал, соответствующий своей эпохе.

В реальной жизни идеалы осуществить невозможно, так как их ценностные критерии предельно высоки. В таком случае, зачем они нужны человеку?

- Идеал указывает направление, в котором следует человеку развивать свою деятельность.
- Служит точкой отсчета в формировании ценностных критериев.
- Играет большую роль в формировании личности человека и его мировоззрения.

Ценностные критерии и ориентиры - это нормативно оценочная сторона явлений и предметов, необходимых человеку в данных исторических условиях. Это определенный культурно-исторический стандарт, помогающий ему найти духовную опору и смысл жизни, осуществить оценку познания и деятельности. В понятие «ценность» каждый народ включает:

  • новые идеи, способные преобразовать жизнь,
  • высокие достижения человеческого труда,
  • культурно-исторические стандарты и стиль жизни,
  • морально-нравственные принципы поведения,
  • эстетические идеалы и художественные вкусы.

На основе ценностного отношения к себе и своей жизни у человека развивается важнейшая сторона философского мышления - рефлексия.

Рефлексия (от лат.- отражение) - осмысление человеком своих действий, это акт самосознания и самопознания, заключающийся в критическом осмыслении результатов своей деятельности и постановке новой цели. Без рефлексирующего сознания невозможно представить движение к новому, совершенному. Рефлексивность – это природное свойство философского мышления, выражающееся в предельной осознанности своих действий, это способность не просто что-то узнавать, а делать это знание своим, которым ты способен воспользоваться при каждом необходимом случае. Не случайно Иммануил Кант видел задачу философии в ответах на три вопроса:

  • Что я могу знать?
  • Что я должен делать?
  • На что я могу надеяться?

Если вы не осознали материал, не задали себе вопросы: Что это? Почему это так? Для чего это надо? Как я могу это знание использовать? – Значит, вы зря потратили время. Задавайте побольше таких вопросов себе и педагогам, развивайте рефлексивную способность своего мышления. Оценивайте свои познания и познания своих товарищей по эти критериям. Только в этом случае вы научитесь критически мыслить.

Итак, предметом современной философии является мировоззрение.

2. Мировоззрение ( М.) - это единство принципов, идеалов, ценностных критериев, познание фундаментальных законов развития общества и природы, формирующих убеждения, необходимые человеку для его жизнедеятельности.

Как пишет В.С. Степин, мировоззренческие универсалии - это категории, которые аккумулируют исторически накопленный социальный опыт и в системе которых человек определенннй культуры оценивает, осмысливает и переживает мир, сводит в целостность все явления действительности, попадающие в сферу его опыта.

Каждый достаточно сложный предмет, изучаемый наукой, может иметь множество определений, которые будут отражать его существенные свойства в разных обстоятельствах, аспектах и на разных уровнях познания.

Конечно, можно использовать для определения мировоззрения и более краткое, которое содержится во всех словарях: «М. - это система взглядов на мир и место человека в этом мире».

Но для педагога это определение носит абстрактный характер, ведь педагог должен знать не просто определение М., но и какое знание он будет давать своим ученикам, формируя их М., поэтому в качестве рабочего определения мы выберем первое.

В процессе формирования у человека М. проходит три основных этапа:

  1. -мироощущение - самый ранний период жизни человека, когда М. формируется на основе психологического восприятия;
  2. - мировосприятие - формирование М. на основе художественного познания и обыденного опыта;
  3. - миропонимание – формирование мировоззрения на научной основе, когда человек может объяснить, что это и почему так происходит на основе научных достижений.

Формируется М., как и сама личность человека, на протяжении всей жизни. Каждый человек имеет свое мировоззрение, которое формируется на основе господствующего общественного мировоззрения и индивидуальном опыте жизни.

Содержание М. личности определяется доминирующим в его мышлении знанием: у физика превалирует физическое М., у биолога – биологическое, у философа – философское и т.п.

«Философия - это наиболее систематизированное, максимально рационализированное мировоззрение своей эпохи»,- так определил философское М. Соколов В.В.
 

Содержание мировоззрения (М.):
 

  1. М. это - знание о фундаментальных законах развития природы, общества, которые выступают для человека как принципы познания и освоения своего бытия;
  2. М. определенной эпохи определяет методологические нормы научного познания;
  3. М. определяет идеалы и ценности людей, корректирует их деятельность, определяет цели;
  4. в М. входит сила воли, позволяющая человеку добиваться конечного результата в своей деятельности;
  5. эмоции, «без которых никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины» (В.И.Ленин)
  6. убеждения - как сплав рациональных принципов и эмоций, «от которых человек не может отказаться, не разорвав своего сердца» (К.Маркс)

М.- основополагающая черта личностного развития человека. По М. оценивают достоинства и значение личности, которые проявляются не на словах, а на деле.

Под деятельностью – в философии понимается специфически человеческая форма активного отношения человека к окружающему миру, направленная на его изменение в человеческих целях.

М. формирует принципы жизнедеятельности, определяет интерес и цели личности, определяет его смысл жизни. В этом заключается необходимость формирования М. у личности, требующая постоянного внимания и рефлексивной деятельности, т.е. критического анализа и системного мышления..

3. Но М. это не только достояние личности. Кроме индивидуального, существует и общественное М. Специфика общественного М. определяется господствующей формой общественного сознания в данный исторический период и характером развития философского знания. Так, в истории человечества, сменяя друг друга, господствовали следующие формы общественного сознания, на основе которых формировалось М. общества: миф, религия, наука.

Миф - это образное представление людей о мире и отношении между собой, когда человек отождествляет людей и окружающий мир, наделяя их сверхъестественными силами.

Миф лежал не только в основе М., но и культуры народов. С помощью мифа создавалась картина мира, связывалось прошлое и настоящее, создавались представления о ценностях и идеалах, обеспечивалась связь поколений, вырабатывались нравственные нормы поведения людей. Таким образом, в мифе содержались все компоненты, определяющие целостную картину мира и взаимоотношения человека с окружающим миром, т.е. необходимые компоненты мировоззрения в определенный  исторический период времени.

С угасанием первобытных форм общественной жизни миф изживает себя. Ему на смену приходит новое М., основное на религии.

Но миф и мифологическое сознание никогда не покидало человечество. Правда, современная мифология создается не на основе первобытного мифа, а с помощью идеологических теорий, помогая правительствам управлять своим народом.

Ф. Ницше утверждал, что без мистической интуиции, без мифов, без иллюзий человек и человечество в целом не могут обойтись.

Религия (от лат. - благочестие, набожность) основана на вере в Бога, наделенного сверхъестественной силой и неограниченными возможностями.

Проявляется религиозность человека не только в вере в сверхъестественное, но и в образе жизни, мироощущении, приверженности определенным традициям: буддийским, христианским, исламским, и глубоко переживается на эмоциональном уровне (религиозный экстаз). Господствующей формой общественного сознания в Европе религия становится в Средние  века.

Она формирует мировоззрение людей на основе библейского писания, в котором излагаются представление о мире («Библия» начинается с главы «Бытие»), о познании мира, о самом человеке как о творении Господнем.Религия в Средние века  определяет развитие философии, искусства и науки, церковь занимала лидирующее положение в экономике и политике стран Европы. Она расписывала регламент жизни каждого человека от его рождения до смерти: организовывала весь быт людей, определяла трудовые и праздничные дни, время моления и т.п. Как самый богатый феодал, церковь властвовала в экономике, без благославения церкви ни один император европейского государства не мог занять престол.

В современном мире существуют три мировые религии, множество конфессий и сект, которые отделились от ортодоксальных религий и выступают часто как оппозиция по отношению к ним. Каждая религия имеет свой теоретический источник: буддизм – «Веды», христианство – «Библия», ислам – «Коран».

Высшей ценностью является Бог, олицетворяющий собой Надежду, Веру, Любовь, Истину, Добро и Красоту. С позиций веры и служения Богу оценивается вся деятельность человека.

Главную свою задачу религия видит в нравственном развитии человека и сохранении нравственных традиций в обществе. Задача актуальная и в современном обществе, поэтому светское правительство в современных государствах постсоветского периода так лояльно относится к религии и служителям культа. В политической жизни правительства придерживаются политики толерантности (веротерпимости) всех религиозных конфессий, существующих в государстве.

В XVII в. наука становится господствующей формой общественного сознания и на ее основе формируется М. передовых людей в Западной Европе.

 Типология общественного мировоззрения определяется содержанием доминирующего знания в каждый исторический период: мировоззрение первобытного и рабовладельческого обществ, в которых господствующей формой общественного сознания была мифология, было мифологическим.

В Средние века религия становится господствующей формой общественного сознания, она формирует религиозное мировоззрение.

4. С ХVII века и до наших дней наука продолжает занимать лидирующее положение в мире, а, следовательно, и мировоззрение, и основы современной цивилизации формируются на научной основе.

Наука, как содержательно богатое явление, имеет множество определений. Выберем для нас наиболее приемлемое:

Наука - это понятийная форма мышления, которая видит свою задачу в достоверном познании мира и систематизации полученных знаний, с помощью которых человек преобразует свою жизнь. Наука – одна из важнейших составляющих человеческой культуры в современном обществе.

Научное мышление и философия возникают одновременно в Древней Греции, поэтому у них много общего. Наука и европейская философия, даже отделившись друг от друга, находились в постоянной связи и взаимодействии, обмениваясь идеями. Отсюда и общие черты:

-понятийная форма, логичность, проблемный характер развития, доказательность, системность, мировоззренческий уровень отражения (на современном уровне развития науки).

Но знание конкретных наук принципиально отличается от философского: конкретное знание можно проверить с помощью опытов, воспроизвести с помощью экспериментов, установить непротиворечивость с помощью фактов. Конкретное научное знание – это результат наблюдения, описания, эксперимента, классификации, теоретического обобщения конкретных процессов в реально существующем мире.

Современная наука работает на 4 уровнях познания:

  • эмпирическом, когда наука познает мир на опытном уровне;
  • теоретическом, когда изучаются общие законы, объясняющие знания не только на эмпирическом  уровне, но и законы дающие всеобъемлющее представление о закономерностях развития широких областей действительности;
  • системном, когда изучаются открытые системы при взаимодействии с подобными;
  • философском, когда обобщается знание определенной науки на мировоззренческом уровне. В таких случаях мы имеем дело с философскими вопросами биологии, химии, физики и т.п. Эти науки создают свою картину мира, разрабатывают свою методологию познания, определяют ценностную и целевую направленность развития.

Философское знание – эмпирически (эмпирия – опыт) не проверяемо, философия не изучает предметный мир, а только мысли о нем. Философское мышление оперирует противоположными категориями, неразрывно связанными между собой и раскрывающими содержание друг друга. Эта взаимосвязь в философии называется сопряженностью. Философское знание не дает конкретных указаний, как должен поступать человек в той или ситуации, его знание умозрительное по своей форме, рефлексивное по содержанию, оно заставляет человека постоянно думать, как можно решать жизнетворческие вопросы, реализуя цели и смысл своей жизни, оставаясь верным самому себе. Умозрительное, умопостигаемое знание – это способ теоретического, абстрактного постижения истины, не связанный непосредственно с опытным познанием мира. Философия в бесконечном многообразии мира стремится найти первосущность, первопричину его возникновения и развития, то есть субстанцию.

Таким образом, философия, как особая область знания, отличается от знания конкретных наук:

1. в науке каждый предмет имеет свой конкретный объект исследования, в философии предмет исследования самый общий - бытие человека в его мировоззренческом значении  и умопостмгаемой форме, 2. результат научного познания излагается в виде системы понятий и законов, в философии в виде категорий и всеобщих законов, представляющих всеобщие абстракции. Их природа, как заметили еще греки, дихотомична, то есть двойственна. Они сопряжены друг с другом и представляют противоположные стороны всеобщих законов, например форма и содержание, причина и следствие, и т.п. Говорить об одной из философских категориях без ее противоположности бессмысленно: «сущность является, а явление существенно»(Г. Гегель) - разделить их невозможно, они сопряжены между собой.
3. каждая наука имеет свои методы познания, изучающие определенный объект, философские методы познания относятся к познавательному процессу вообще и носят всеобщий, методологический характер: метафизика и диалектика. И хотя они на первый взгляд, казалось бы, должны исключать друг друга, так как они противоположны, но в теории познания они взаимосвязаны и предполагают друг друга: метафизика которая изучает мир как определенную данность, то есть как он существует в данный момент, диалектика изучает мир как процесс развития, метод опирающийся на наиболее общие законы развития бытия и мышления, и знания полученные с помощью метафизического познания.
4. если науки исследовали свой предмет на разных уровнях развития, то философия всегда стремится к возвышенному, умопостигаемому смыслу, определяет высокие цели, к которым должен стремиться человек, совершенствуя себя, становясь личностью. И это сближает философию с искусством.

Философствование сочетает в себе глубочайший рационализм и глубину творческого человеческого переживания. Оно не предлагает конкретных решений, а лишь помогает обществу, человеку понять существование различных возможностей решения проблем. Философское знание.- это мировоззренческое знание человека, помогающее ему стать личностью, сформировать свою нравственную сущность, быть полезным себе и обществу. Рефлексирующий характер философского мышления развивает критическое мышление, без которого невозможно творчество.

5. Философское знание менее богато по содержанию, чем научные теории конкретных наук, но в функциональном отношении оно очень богато. Функции философии носят всеобщий характер, то есть распространяются на познание природы, общества и человека:

  • мировоззренческая функция формирует мировоззрение общества и человека,
  • онтологическая, формируется целостное учение о бытии или научную картину мира и роль в ней человека;
  • гносеологическая, создает представление о познавательном процессе в целом, что очень важно для педагога, который должен учить детей познавать мир;
  • аксиологическая, формируют представление об идеалах и ценностных ориентациях человека, корректирует его деятельность,
  • логическая, воспроизводит логику познавательного процесса и логику развития;
  • идеологическая, обеспечивает теоретическое обоснование основной цели государства и путей достижения этой цели;
  • гуманистическая, утверждает, что человек и его жизнь есть самая большая ценность на земле, и никто не имеет право лишить человека жизни, или посягнуть на его права;
  • прогностическая, на основе философских законов возможен прогноз развития на будущее,
  • практическая функция, которая проявляет себя через мировоззрение человека, то есть принципы его деятельности;

В разных учебниках и пособиях вы можете прочитать о других функциях, это будет еще одно свидетельство, того, что философия при творческом подходе позволяет понять и принять различные возможности решения современных проблем.

Выводы:
 

  1. Философия- это наука о бытии человека в его мировоззренческом значении и умозрительной форме,
  2. умозрительная форма философского знания не дает конкретных рецептов, как должен поступать человек в конкретных условиях своей жизни, но позволяет творчески осмыслить возможности своего поведения, ориентируясь на идеалы своего времени.
  3. философское знание - это осмысление человеком высших достижений культуры и цивилизационных процессов, происходящих в мире. Это рефлексия над возможностями творчества человека и науки в частности.
     

Схематическое изображение лекционных вопросов:
 

1. Вопрос: изменение предмета философии в процессе исторического развития.

Структура философского знания сформировалась еще в эпоху Античности и содержала три главных раздела:

  • онтология – учение о бытии,
  • гносеология – учение о познании, теория познания,
  • аксиология – учение о ценности.

Как и всё в этом мире, предмет философии в процессе исторического развития изменялся. Эти изменения определялись потребностями общества, господствующей формой общественного сознания, уровнем развития самой философии и науки в целом. 

Хронологически границы изменения предмета философии могут быть представлены в таком виде:

С VII – VI вв. до н.э. до ХVII века

 онтология

С ХVII века до наших дней

 гносеология

С конца ХХ века – ХХ1 век

Мировоззрение: онтология, гносеология, аксиология.


Вопрос № 2.

Мировоззрение - это единство принципов, идеалов, ценностных критериев, фундаментальных представлений о мире, убеждений, проявляющихся у личности в процессе жизнедеятельности.

              Содержание мировоззрения:

  1. фундаментальные законы развития природы, общества,
  2. понимание познавательного процесса и методологии научного познания;
  3. формирование идеалов и ценностных критериев, помогающих человеку корректировать свою деятельность;
  4. формирование убеждений, представляющих сплав научных принципов и эмоций, «от которых человек не может отказаться, не разорвав своего сердца» /К.Маркс/; Томас Мюнцер: «ich stehe hier. und kann nicht anders».
  5. эмоции, «без которых никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины» /В.И.Ленин/
  6. сила воли, позволяющая человеку добиваться поставленных целей;

М. формируется на протяжении всей жизни и проходит три этапа развития:

  • мироощущение(основа- психологическое восприятие)
  • мировосприятие (основа- художественно- образное познание жизни)
  • миропонимание (основа- научное познание)

Значение М. для становления личности:

  • основа личностного развития;
  • определяет интересы и направленность деятельности личности;
  • о М. судят не по словам, а по его делам;

Вопрос № 3.

         Исторические типы мировоззрения:

Исторические периоды

Господствующая форма общественного сознания

Первобытная эпоха и рабовладельческое общество

Миф-это образное представление о мире и отношениях между людьми, когда человек отождествляет себя и окружающий мир, наделяя их сверхъестественными возможностями.

Средние века. ( в современном обществе играет важную роль)

Религия (от лат.- набожность, благочестие) определяет образ жизни людей, их мироощущение.

Новое время и современность

Наука - понятийная форма мышления, которая видит свою задачу в достоверном познании мира и систематизации полученных знаний, с помощью которых человек преобразует свою жизнь. Наука – основа человеческой культуры.

 Вопрос № 4.

Наука и философия.

Общие черты у науки и философии:

  • понятийная форма;
  • логичность, проверяемость;
  • доказательность;
  • систематичность;

Отличие философии от науки: 

Наука

 Философия

1

В науке каждый предмет имеет свой конкретный объект исследования.

в философии- предмет исследования самый общий: бытие человека в его мировоззренческом значении.

2

В науке излагается содержание в конкретных понятиях и законах.

в философии содержание излагается - через категории и всеобщие законы в предельно абстрактной форме. Категории по своей природе дихотомичны и сопряжены между собой.

3

 Каждая наука имеет свои методы исследования.

философия обладает двумя всеобщими методами познания: метафизическим и диалектическим. Они как и категории обладают теми же свойствами: всеобщие методы  для познания, противоположные по содержанию, но процесс познания не возможен без каждого из них.

4

 Наука познает объективные законы и свойства своих объектов познания и стремиться внедрить их в практику.

философия не довольствуется понятийным постижением мира, она стремиться к возвышенному, умопостигаемому смыслу, что сближает её с искусством и требует рефлексии в процессе познания.

Таким образом, философия объединяет в единое целое глубочайший рационализм и глубину творческого человеческого переживания.

Вопрос № 5.

Функции философии

diagr-funkc-filosofii

Задание для самостоятельной работы по теме : «Философия, её предмет и роль в жизни общества и человека»

1. Дайте определение базовым понятиям:

Философия-
Онтология-
Гносеология-
Аксиология-
Идеал-
Ценность-
Ценностные критерии-
Мировоззрение: определение, содержание, значение-
Миф-
Религия-
Наука-
Специфика философского знания-
Рефлексия-
Категория-
Сопряженность -
Метафизика-
Диалектика-
Функции философии-

2. Вопросы для повторения:

  1. Когда возникла философия? Из каких частей состоит её содержание?
  2. Что такое идеал? Зачем нужны человеку идеалы, если их невозможно реализовать?
  3. Дайте определение мировоззрению? Почему мы считаем мировоззрение предметом современной философии?
  4. Назовите этапы формирования М.?
  5. Каково содержание М? В чем его значение для формирования личности?
  6. Назовите исторические формы М.? Что определяет их возникновение в определенные исторические эпохи?
  7. Какие общие черты имеют философия и наука?
  8. Какова специфика философского знания?
  9. Назовите основные функции философии и определите их содержание?

 

3. Анкета, с помощью которой вы можете изучать Ваше мировоззрение:
 

Анкета для изучения мировоззрения:
 

  1. Как вы понимаете научную картину мира?
  2. Если вы верующий человек, как вы будете объяснять своим ученикам происхождение мира?
  3. Чтобы научить учеников мыслить, нужно ли знать педагогу теорию познания? С чего вы начнете обучение?
  4. Каков идеал человека ХХ1 века?
  5. На какого конкретного человека вы стараетесь быть похожим? Что привлекает вас в нем?
  6. Каковы ваши ближайшие и перспективные цели в жизни? Ваш смыл жизни?
  7. Зачем нужна человеку система ценностей?
  8. Всегда ли вы проявляете упорство в достижении поставленной цели?
  9. Как часто вы радуетесь, изучая ваши профессиональные предметы? Какие достижения ваших наук вас поразили в этом году?
  10. Мировоззрение – это принципы жизнедеятельности человека. Как вы считаете, какие мировоззренческие принципы у вас уже сформировались и помогают вам в жизни?