Лекция # 10 Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса


 План лекции:

 

  1. Социально-исторические условия и теоретические источники возникновения марксистской философии.
  2. Основные достижения философии марксизма.
  3. Теория материалистического понимания истории.
  4. Формационный и цивилизационный подходы в изучении истории.
  5. Историческая судьба марксисткой философии в СССР.

Марксизм как философская система возникает в 40-е годы 19 века. Это время в Европе характеризуется обострением классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией. Особенно показательным в этом плане было чартистское движение в Англии, наиболее развитой капиталистической стране этого времени. Оно привлекло внимание буржуазной интеллигенции к причинам, сущности и перспективам классовой борьбы пролетариата.

marx engelsК. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) встретились именно в это время и не могли оставаться безучастными к вопросам классовой борьбы. Они решили создать новую философию, о которой К. Маркс в «Тезисах о Фейербахе» скажет: «Философы до сих пор лишь объясняли мир, а дело заключается в том, чтобы изменить его».

Главное назначение своей философии К. Маркс и Ф. Энгельс (М. и Э.) видели в освобождении рабочего класса и всех трудящихся масс от эксплуатации. А сама философия должна была стать духовным средством, т.е. мировоззрением пролетариата в борьбе с буржуазией и при построении коммунистического общества.

Эта философия, как основа мировоззрения пролетариата и всех трудящихся масс, разрабатывалась на основе самых передовых достижений науки того времени. М. и Э. были убеждены, что только достоверное, объективное знание может стать орудием эффективного преобразования социальной действительности. Задача по преобразовании общества заключалась в свержении политической власти буржуазии, и превращение капиталистов в тружеников производства.

Философия марксизма не была неожиданной случайностью, она была подготовлена и социально-экономическими условиями и всем ходом развития философской мысли, и теми идеями по созданию социально-справедливого общества, в которых так нуждалась прогрессивная общественность Европы.

С этих позиций мы будем говорить об источниках философии марксизма.

Первый источник – немецкая классическая философия (НКФ). М. и Э. были младогегельянцами, т.е. последователями той части гегелевской философии, которая разрабатывала диалектическое учение Гегеля с позиций материализма.

Диалектика Гегеля была диалектикой абсолютного духа, под которым Гегель понимал мировой разум, представляющий собой культурное