Лекция # 10 Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса


наследие человечества в его идеальной, умозрительной форме и на самом высоком уровне абстракции. Мировой разум Гегеля существует объективно и развивается в силу внутренней противоречивости. (Позиция объективного идеализма).

Маркс не мог согласиться с такой трактовкой идеального, которое существует само по себе и развивается в силу внутренней логики. Для него «идеальное» есть ничто иное как материальное, пересаженное в голову человека и преобразованное в ней. Идеальное вторично по отношению к материальному и является его отражением.

Поэтому М. посмотрел на законы диалектики, открытые Гегелем, как на законы развития природы, общества и самого мышления. Вместе с Энгельсом они создали материалистическую диалектику, опираясь на законы, открытые к тому времени в естествознании:

  • закон сохранения и превращения энергии;
  • закон клеточного строения органического вещества;
  • закон происхождение видов и половой отбор (теория Ч. Дарвина).

Эти законы указывали на наличие в самой природе общих законов развития и давали основание для материалистического понимания гегелевских законов.

Второй источник – французский утопический социализм (Т. Мор, Сен-Симон, Оуэн, Фурье и др.). Социалисты-утописты высказывали в виде утопии (мечты), мысль об обществе, в котором отсутствует частная собственность, эксплуатация человека человеком, распределение произведенного продукта на основе потребностей людей и т.п. Эта мечта легла в основу представлений о самом справедливом обществе – коммунизме. Но Маркс утопию превращает в науку, указывая как, свергнув в результате социалистической революции господство буржуазии, пролетариат при поддержке всех трудящихся масс может построить такое общество.

Третий источник – английская буржуазная политэкономия, в которой А. Смит и Д. Риккардо учили капиталистов, как делать прибыль. К. Маркс пишет труд «Капитал», в котором раскрывает анатомию капиталистического производства и создает теорию прибавочной стоимости (ТПС). ТПС – показывает как капиталисты создают свой капитал, не оплачивая часть рабочего дня своим работникам, т.е. по существу обворовывают рабочих. Эта теория имела большой резонанс и революционизировала трудящихся всей Европы и не только...

Таким образом, опираясь на передовые идеи своего времени, М. и Э. с позиций материалистической диалектики сумели их развить и создать новую философию – монистическую систему диалектического материализма.

II. Система диалектического материализма стала передовым учением своего времени и определила судьбу марксистско-ленинской философии в СССР. Основные достижения философии марксизма: