Лекция # 10 Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса


«В общественном производстве своей жизни люди вступают в объективные, от их воли независящие отношения – производственные отношения, которым соответствует уровень развития производительных сил».

Строго говоря, производительные силы и производственные отношения термины экономические, но они лежат у Маркса в основе понимания исторического процесса в целом, а потому имеют для нас такое важное значение.

Единство производительных сил и производственных отношений составляет способ производства материальных благ (СПМБ), который определяет исторический период истории, названный Марксом – общественно-экономической формацией (ОЭФ). Таким образом, ОЭФ – тип общества, определяемый СПМБ.

Исторический процесс по Марксу представляет собой закономерную смену одной ОЭФ другой, более высокой по СПМБ.

diagr-ist-proc-marks

Переход от одной ОЭФ к другой осуществляется по Марксу посредством социальных революций, причина которых состояла в противоречии между производительными силами и производственными отношениями. Когда производственные отношения (отношение к собственности, к торговли, к распределению) превращаются в оковы для развития производительных сил (люди, предмет труда, орудия труда и наука), наступает кризис в обществе: низы не хотят жить по старому, а верхи не в состоянии ими управлять. Социальные революции меняют устаревшие производственные отношения на новые, т.е. формируется новый СПМБ, и вместе с ним вступает в жизнь новая ОЭФ.

Эту лаконичную модель исторического развития еще при жизни Маркса и после его смерти подвергали сомнению его оппоненты, предъявляя следующие претензии: экономические отношения не могут объяснить закономерности развития нравственной жизни общества, эстетические вкусы людей, им не подчиняются законы развития культуры народов т.п. Отвечая оппонентам, Ф. Энгельс уточнял, что экономические отношения лишь в