Лекция # 10 Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса


конечном счете являются определяющими для развития разных форм общественного сознания.

Если для исторической науки 19 века эта теория была достижением научной мысли, то в 20-21 веках потребовались более точные и многомерные объяснения исторического процесса. Но мы не должны забывать, что в свое время эта теория имела большое значение для развития наук об обществе, объясняя исторический процесс посредством всеобщих экономических законов. История, благодаря ТМПИ обрела свое теоретическое объяснение и могла называться наукой, а не набором сведений о различных сторонах жизни общества.

Несколько десятилетий назад Б. Рассел отмечал: «Почти половина мира сегодня – это страны, которые верят в марксистские теории».

Для марксистско-ленинской философии ТМПИ была единственной научной теорией, объясняющий исторический процесс. Так решил И. В. Сталин, и при его жизни других методологических подходов к пониманию исторического процесса просто не могло быть.

Общество самая сложная, самоорганизующаяся открытая материально-духовная система. Естественно, рассматривать жизнь общества, его историю можно с разных сторон: с экономической, политической, правовой и т.д. Но это будет одномерное, линейное познание общественной системы.

Чтобы изучать общество, как открытую систему со многими взаимодействующими связями, нужна иная методология, которую предлагает цивилизационный подход.

После смерти Сталина стало возможно с помощью «оружия критики» и нового исторического материала подвергнуть критическому анализу ТМПИ.

Этот новый подход стали именовать цивилизационным – от слова «Цивилизация» - (Ц.). Если формационный подход – рассматривает исторический процесс как закономерную смену одной ОЭФ другой, более высокой по способу производства, и ОЭФ в этом случае является единицей измерения истории, то цивилизационный подход – рассматривает историю как историю культуры человеческого общества через смену цивилизацией. В этом случае цивилизация – выступает в качестве единицы измерения истории, и в основе этого подхода лежит системный метод (синергетика).

Под цивилизацией понимаются системные свойства и связи определенной культурной эпохи, достигшей устойчивости и определенности в развитии, в которой материальные и духовные достижения выступают как основания для дальнейшего развития общества.

С позиций цивилизационного, системного подхода была дана критика формационного подхода в познании истории: