Лекция # 10 Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса


 

  1. формационная теория была создана на материале истории развитых стран Европы, а потому не могла считаться всеобщей закономерностью исторического развития;
  2. экономические отношения не могут объяснить духовные сферы общественной жизни и многие другие исторические явления;
  3. человек как субъект истории в формационном подходе был заменен социальными группами: классами, производительными силами, партиями и другими объединениями, в которых не осталось места для деятельности личности;
  4. марксизм обвинили в том, что когда-то было его достоинством: материалистическое объяснение исторического процесса с точки зрения развития экономических отношений было названо экономическим редукционизмом. Редукционизм – сведение сложного к более простому;
  5. на практике марксизм-ленинизм к середине 20 века характеризовался отступлением от многих принципов марксизма: гуманизма, единства партийности и объективности, односторонним пониманием законов диалектики и т.д. Так при использовании закона единства и борьбы противоположностей, преувеличивалась роль классовой борьбы, чем объяснялись репрессии и др. беззакония.

 

Словом, во второй половине 20 века назрела необходимость создания всемирной истории на цивилизационных основаниях. Но, если на основе формационной теории, история уже написана, то на основе цивилизационных принципов мы имеем только попытки ее создания: в 1863 году Н.Я. Данилевский, в 1912 году О. Шпенглер, в 20 веке Арнольд Тойнби,– но пока эти попытки не принесли желаемых результатов, которые бы удовлетворили ученых-историков. В чем же заключается различие между формационным и цивилизационным подходами в объяснении исторического процесса?

Формационный подход

Цивилизационный подход

ОЭФ – единица измерения истории, основанная на определяющей роли экономического развития общества.

Цивилизация – основная единица измерения истории. Под Ц. понимаются основания культурной системы, ее материальные и духовные принципы развития.

ОЭФ – это тип общества, определяемый способом производства материальных благ.

 

Как открытая культурная система, цивилизация на каждом историческом этапе развития имеет свои черты, определяющие специфику ее культуры.

Смена одной ОЭФ другой происходит в результате социальных революций, причиной которых являются противоречия между производительными силами и устаревшими производственными отношениями.

Эта открытая система развивается в силу внутренних причин и на нее могут оказывать сильные (или слабые) влияния внутренние силы и внешние воздействия.

Формационный подход дает нам картину линейного, однонаправленного общественного развития: первобытное общество сменяется рабовладельческим, рабовладельческое – феодальным, феодальное – капиталистическим, капиталистическое должно смениться коммунистическим (по Марксу).

А потому трудно предсказать, как будет развиваться эта открытая система. Ясно одно, что это будет не линейный путь развития. Случайность может выступить в роли закономерности, а устойчивое развитие смениться хаосом.

 

Согласно диалектическому методу, общественный прогресс является объективной закономерностью, которая в экономической теории Маркса выражается в постоянном росте производительности труда.

Цивилизационное общество требует новой методологии, называемой синергетикой. Понятие общественного прогресса в условиях ГПС потеряло свое значение.