Лекция # 10 Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса


diagr-ist-proc-marks02

Смена ОЭФ происходит в результате социальных революций, причина которых – в противоречии между производительными силами и производственными отношениями, когда производственные отношения превращаются в оковы для развития производительных сил. Новые производственные отношения дают новые возможности для развития производительных сил.

4 вопрос: Формационный и цивилизационный подходы в познании истории:

А) Если формационный подход – рассматривает исторический процесс как закономерную смену одной ОЭФ другой более высокой по способу производства, и ОЭФ – это единица измерения истории, то цивилизационный подход – рассматривает историю как смену цивилизацией. В этом случае цивилизация – выступает в качестве единицы измерения истории. Цивилизация представляет собой системные свойства и связи определенной культурной эпохи, как духовные, так и материальные. Изучение цивилизации требует системного подхода, т.е. синергетического метод изучения. (См. стр. 6, Сравнительную схему формационного и цивилизационного подходов).

Б) критика формационного подхода представителями цивилизационной концепции:

1) - экономические отношения не могут объяснить духовные сферы общественной жизни и другие явления;

2) – формационная теория была создана на материале истории развитых европейских стран, а поэтому не может считаться всеобщей закономерностью исторического развития;

3) – в формационной теории человек как субъект истории был заменен социальными группами: производительными силами, классами, партиями и др. объединениями;

4) к середине 20 века марксизм-ленинизм характеризуется отступлением от многих принципов марксистской теории: гуманизма, единства объективности и партийности, односторонним пониманием законов диалектики и т.д.;

5) представители цивилизационного подхода упрекают формационный подход в экономическом редукционизме, т.е. сведению всего многообразия общественной жизни к экономическим отношениям.