Лекция # 11 Иррациональная философия: Феноменология, философия жизни, психоанализ, экзистенцмализм


План лекции

 

  1. Кризис рациональности и возникновение школ иррациональной философии.
  2. Феноменологическая школа Эдмунда Гуссерля.
  3. Философия жизни, психоанализ, экзистенциализм, как попытки включить в познавательный процесс нерациональные средства познания.
  4. Отношение современной науки к другим формам знания.

 Рациональность, как ее определяет классическая философия, это организация жизненного мира человека, которая проявляется в самостоятельности мышления, умении принимать решения и нести за них ответственность. С ХУП века, когда наука стала господствующей формой общественного сознания, основу европейской цивилизации составляет научная рациональность.

Специфика философского знания, заключающаяся в двойственности его категорий и идей, в определенные периоды развития философии отдавала предпочтение какой-то из сторон категориального аппарата, признавалась первичность материи или первичность сознания, или считали философы, что в познании главным и основным является чувственное познание, а рацональное вводит нас в заблуждение. И тогда, игнорируя сопряженность категорий философии, абсолютизируя одну из сторон, в философии с неизбежностью возникают другие точки зрения, отвергающие этот абсолютизм. Например, признание в европейской философии приоритета научной рациональности, в Х1Х веке провоцирует создание нерациональных форм познания. Так в Европе в конце Х1Х века возникает ряд философских школ, которые начинают критиковать рационализм, традиции и ценности науки, на которых существует европейская цивилизация со времен Античности.

Наука критиковалась за то, что она грубо осуществляет процесс познания, что она рассекает (анализирует) объекты познания, что делает поспешные выводы, ее методологические каноны жестские и не способны познать конкретную ситуацию, которая совершается в данный момент. А отсюда следовал вывод: наука традиционна, не отвечает на запросы времени, делает акцент на общем, не понимает единичного и целого. Так, в европейской философии и науке возникает кризис научной рациональности, и возникают школы, которые берут под свою защиту иррациональные формы познания. Иррациональное знание – это знание, которое невозможно выразить на языке науки. Предметом спора между рационалистами и иррационалистами становится актуальность науки в Х1Х – ХХ веках, и введение в науку новых способов познания, к которым наука еще не обращалась.

Иррациональные школы утверждали, что, если нет абсолютного критерия научной рациональности, то все формы общественного сознания: наука, философия, миф, религия, право, мораль и т.п., являются самостоятельными и имеют свои ценностные критерии и ориентиры. Нерациональная философия начинает поиски новых нерациональных средств познания, которые воспринимаются этими школами в качестве  основных и важнейших.

Эдмунд ГуссерльОдной из  интереснейших школ этого направления была феноменологическая  школа, основанная  немецким философом Эдмундом Гуссерлем (1859 – 1938). Творческая зрелость этого философа пришлась на время научных революций конца Х1Х – начала ХХ веков, когда классическая наука уже не представлялась складом готовых знаний, - встала новая задача: привести в систему уже готовое знание и систематизировать методологию познания.

Феноменологию принято считать философским учением, главным предметом которого является теория познания. В двухтомнике «Логические исследования» (1900 - 1901гг.) Гуссерль пишет, что при таком состоянии науки, когда индивидуальное нельзя отделить от общеобязательных истин, приходится снова и снова возвращаться к методологическим основаниям.

Истоки познавательной активности и методологические основания познавательного процесса, по Гуссерлю, надо искать в интенциональном акте, т.е. направленности (нацеленности) сознания на предмет, в котором оно (сознание) заинтересовано. Гуссерль признает объективное бытие и понятие бытия, но у него вещи и представления как бы перетекают друг в друга. Сознание создает предмет и определяет границы его предметного мира. Это делается с помощью «эпохе», т.е. «феноменологической редукции (ФР)», когда одна за другой исключаются особенные свойства и преодолевается «предметная ограниченность» ценой избавления от содержательности. ФР, как пишет Гуссерль, состоит в «вынесении за скобки» всего, что вообще удается исключить, не получая в итоге «пустоты». Пределом ФР он считает эйдосы, «данные впечатлений», т. е. образы, в которых мы получаем части предметного мира, а также цели и ценности субъекта познания. (Это означает, что содержание предмета и познавательный процесс субъекта познания - неотделимы. Вспомним «элементы мира» Маха). Остаток, который сохраняется после ФР, есть абсолютное знание, которое аналогично «трансцендентальному идеалу» И. Канта.

Этот «остаток», - результат ФР, Гуссерль называет «феноменами». Это «чистые сущности, образующие мир идеального бытия». (Не путать, у Канта «феномен» - это явление, «вещь-для- нас»).