Лекция # 11 Иррациональная философия: Феноменология, философия жизни, психоанализ, экзистенцмализм


Э. Гуссерль считает, что научные понятия, являющиеся результатом абстрагирования, не учитывают исконно человеческое содержание, а потому обедняют познание. Человек живет в мире культуры, который наполнен феноменами, т.е. смыслами предметов. Задача феноменологии – создание «строго научной философии» о «чистых сущностях, образующих мир идеального бытия». Гуссерль называет феноменологию последовательной философией, которая имеет дело с потоком феноменов, т.е. «чистых сущностей» и с «самоочевидными логическими принципами». Феноменолог как бы «заключает в скобки» внешний мир и некритические воззрения натуралистов, понимающих процесс познания как пассивное отражение, феноменолог дистанцируется как от натуралистов, так и субъективистов, забывающих о существовании внешнего мира вообще. Он имеет дело не только с внешним миром, но и с внутренним миром человека, который воспринимает ценностный мир своей культуры. Феноменолог анализирует поток сознания, в котором заключаются подлинные смыслы предметов, т.е. феномены.

Значение феноменологической школы в современной философии велико:

  1. она поставила задачу: «очистить сознание» от эмпиризма, избавить его от случайностей и вернуть его «в точку возврата исходных жизненных смыслов».
  2. Феноменологическая редукция, как метод познания, названный Гуссерлем эпохе, становится популярным в мировой науке и философии. Считается, что он предохраняет науку от сползания к сциентизму и техницизму, и с помощью феноменологической редукции стремится отыскать самоочевидные логические принципы и создать науку о науке, т.е. наукоучение.
  3. Результатом феноменологического метода являются эйдосы, в которых соединены знания о предметах и их смыслы для человеческого существования. Гуссерль был убежден, что наиболее полно жизненный мир дан субъекту не в понятиях, а в эйдосах.
  4. Гуссерль характеризует феноменологию как «строго научную философию». Эйдосы – образы чистых сущностей, образуют сущность идеального бытия.
  5. Феноменология отказывается от противопоставления объекта и субъекта, заменив эти противопоставления эйдосами, которые содержат знания о предмете, познавательные акты и ценностные смыслы.

Критики феноменологии находят эту систему эклектичной и считают, что в ней дается неверное понимание практики.

PS. Сциентизм – установка, согласно которой естественно-научное познание, является единственно возможным типом научно-теоретической деятельности и познания вообще.

Эклектика - философские суждения, беспринципно сочетающие противоречивые, несовместимые взгляды.