Лекция # 11 Иррациональная философия: Феноменология, философия жизни, психоанализ, экзистенцмализм


Проблеме – «иррациональные формы познания» - уделяли внимание и представители «философии жизни»: Артур Шопенгауэр (1788-1860) и Фридрих Ницше( 1844-1900)

Шопенгауэр в произведении «Мир как воля и представление» развивает идею о том, что источником всех жизненных сил человека и мотивами его поведения является «воля к жизни». Разум в процессе познания - вторичен, он зависит от воли. Основным способом постижения мира он считает интуицию, так как она познает предмет путем непосредственного постижения сущности. Но такими способностями обладают только гении от искусства.

Если у Шопенгауэра воля к жизни является источником всех жизненных сил человека, то у Фридриха Ницше «воля к жизни» заменяется «волей к власти». В его произведении «Так говорил Заратустра» создан образ сильной личности, которая выше обычных людей. Заратустра «мудр как змея и горд как орел», он способен вести за собой людей, т.е. обладает харизмой лидера.

Таким образом, представители «философии жизни» вместо господствующей с ХУП века научной рациональности предлагают «волю к жизни» и «волю к власти» и считают их главными стимулами в жизни человека и основой всего мироздания.

Не менее критично к роли науки и рациональности в жизни человека в европейской культуре относилась школа, созданная Зигмундом Фрейдом, получившая название – психоанализа.

sigmund freudЗ. Фрейд (1856-1936) австрийский невропатолог, психолог и психиатр, представил бессознательное в виде могущественной силы, противостоящей сознательной деятельности.

Бессознательное по Фрейду - наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное, не знающее границ, не ведающее жалости. Это биологическая сущность человека, не изведавшего влияния культуры, это его инстинкты. Инстинкт - это врожденная форма поведения, безусловный рефлекс.

Иными словами, бессознательное – это низшая форма душевной деятельности человека, лежащая за порогом осознанных представлений, которые возвышаются над океаном темных, неосознаваемых восприятий.

Фрейд душевную (психическую) деятельность человека представляет в виде треугольника, большую часть которого (70 – 75%) составляет бессознательное – ОНО, - лежащее в основе всей психической деятельности человека. Два других элемента – Я и Сверх-Я - участвуют в психической деятельности человека всего на 25 – 30% . Под «Я» Фрейд понимает сознательную деятельность человека, а под «Сверх-Я» - понимаются те культурные традиции, которые оказывают влияние на культуру и сознательную деятельность человека вообще: