Лекция # 11 Иррациональная философия: Феноменология, философия жизни, психоанализ, экзистенцмализм


Человек сам выбирает свою индивидуальную цель, выбирает свою жизнь и творит себя согласно выбранных ценностей. В этом состоит свобода его существования. Таково понимание свободы у экзистенциалистов. Экзистенциалисты сводят свободу к необходимости раскрытия природных задатков человека, к раскрепощению его «сущностных сил». Свобода - означает само существование человека. Быть свободным по Сартру, значит быть самим собой, быть свободным по Ясперсу, значит обрести себя в Боге.

В то же время свобода - тяжкое бремя для человека, т.к. во враждебном мире нелегко оставаться самим собой. Можно, конечно, отказаться от свободы, но это означало бы отказ от себя как личности. Общество в лучшем случае может дать человеку предпосылки экономических, политических и др. свобод. Но чаще общество ограничивает личность, т.к. оно само безличностное, усередненное. Обретая себя, человек должен избавиться от диктата общества, или хотя бы дистанцироваться от него.

В коллективе человек общается с конкретными людьми. Он либо подчиняет их своей воле, либо подчиняется сам. В такой ситуации не может быть единой истины: сколько людей - столько истин. Настоящая реальность для человека - это его собственная действительность, а мир - это его мир, мир в его сознании и переживании.

А потому у человека есть два способа поведения:

  1. уйти в свой мир и дистанцироваться от общества, проявляя в полной мере свою индивидуальность, или
  2. приспосабливаться к условиям общества, быть конформистом (приспособленцем) и расстаться со свободой, своим личностным развитием.

Находясь в обществе, враждебном человеку, он постоянно пребывает в страхе, тревоге, ожидании каких-то неприятностей. Поэтому основным вопросом в этом враждебном бытии для него становится: «Быть или не быть в условиях, когда страшно, скучно и абсурдно?».

Человек постоянно стремиться к иному:

  • в религиозном варианте личность, добиваясь свободы, движется к Богу;
  • в атеистическом - человек создает себя, осуществляя свою свободу, избегая общения с обществом.

Человек осознает свою ответственность перед собой и другими, в том числе и перед лицом смерти. Он знает, что умирая, человек не получит никакого воздаяния за все свои мучения, поэтому нечего прятаться за миражи и вымыслы, надо полностью отвечать самому за свои поступки. С помощью философии и пограничных ситуаций, когда человек находиться между жизнью и смертью, человек способен выявить свое «самобытие», увидеть действительные связи бытия и своей судьбы.