Лекция # 12 Русская религиозная философия


План лекции

 

  1. Периодизация русской философской мысли. Славянофилы и западники. Социально-исторические условия в России в конце Х1Х - нач. ХХ веков.
  2. Характерные черты русской религиозной философии. Вл.Соловьев - основатель философии всеединства.
  3. Идеи русского космизма: социальная утопия Н. Федорова, учение К. Циолковского и др.
  4. О трагедии русской религиозной философии.

 История русской философии прошла в своем развитии несколько периодов. Представление человека русской культуры о ценностях культуры и смысле истории прослеживается со времен принятия христианства. А потому в истории философии обычно выделяют такие периоды:

  • Х1- ХУП века, когда философские проблемы развивались в рамках других форм культуры и общественного сознания, и прежде всего, в рамках христианской религии.
  • ХУШ – первая четверть Х1Х вв. – период ученичества у философов Запада, и прежде, всего у представителей немецкой классической философии.
  • Вторая и третья четверть Х1Х века – период становления самобытной русской культуры и философии.
  • Последняя четверть Х1Х и первая четверть ХХ века - русская религиозная философия. Отношения между философией и религией – это отношения между разумом и верой: как известно, основа философии – это разум, а основа религии – это вера. Эта проблема противостояния разума и веры существует со времен Античности, и в зависимости от того, какая форма общественного сознания господствует в истории человеческой культуры «верх» берет или разум или вера. Если в Средние века вера требовала от разума подтверждения христианских постулатов, и разум находился в услужении богословов, то в Новое время разум не оставил вере серьезного места в культуре общества и в формировании мировоззрения человека.

В русской культуре и в мировоззрении простого народа всегда была значительная доля религиозного сознания. Даже в просвещенный, Х1Х век, когда формируется русская национальная культура, когда в ней зарождаются два направления в понимании развития самобытной русской культуры и путей развития России в целом: славянофилы и западники,- славянофил Киреевский призывает создать собственную философию, основанную на национальной жизни русского народа и православных традиций. Славянофилы обнаружили в немецкой классической философии истоки рационализма и увидели прямую связь рационализма с атеизмом. Н.Бердяев пишет об этом так: «Согласно славянофильской схеме, католичество порождает протестантизм, протестантизм порождает идеалистическую философию и Гегеля, а гегельянство переходит в материализм». Славянофилы искали корни и основу своей философии у богословов, и создали религиозную философию, которую нам следует понять и изучить, так как это была философия предшествующая революционной ситуации в России.

Почему в конце Х1Х и начале ХХ веков русская философия обратилась к «богоискательству»? Ведь это был «век науки» в мировом масштабе?

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно искать ответ в исторической ситуации, в русском обществе и русской культуре.

Как пишет В.И. Толстых, русская интеллигенция понимала, что в январе 1905 года русская революция только начиналась, а в феврале 1917 она продолжилась и завершилась в октябре того же года. Эта «революционная ситуация» длилась почти двадцать лет, когда русское общество испытывало кризис во всех сферах своей жизни, он проявился в исторически сложившихся уродливых отношениях общества и государства, власти и народа, началась духовная смута в обществе. Ждать решения проблем от государства, было невозможно, а «передовая элита общества» - интеллигенция также была в полном замешательстве, оставалась одна надежда на Господа Бога. И в таких условиях возникает русская религиозная философия.и бед принесет  Интеллигенция понимала, сколько вреда и  бед принесет революция в России русской культуре и обществу в целом. Об этом писали Ф.М. Достоевский, В.Г. Короленко , Н. Бердяев и другие.

В 1909 г. выходит в свет книга «Вехи», ей исполнилось более 100 лет. Это был сборник статей о русской интеллигенции и об оценке происходящих в России событий. Авторы статей, (их всего семь человек), известные мыслители ХХ века: Н.Бердяев, С.Булгаков, М. Гершензон, П.Струве, С.Франк и др., главной темой своей книги определили историческую судьбу России, ее прошлое, настоящее и будущее. Как сказано в предисловии, их «объединило чувство боли за прошлое и жгучая тревога за будущее родной страны». Что же так тревожило видных мыслителей того времени? – Назревающая революция. В это революционное время вопрос о судьбах России выдвинулся на первый план, а русская философия свой инновационный пафос увидела в русской идее. «Русская идея» была выдвинута в 1861 году Ф.М.Достоевским, который понимал под русской идеей самобытную судьбу и самобытную культуру русского народа, (точка зрения близкая к славянофилам), но в условиях назревающей революции русские философы посчитали, что «русская идея» связана с религией народа, поэтому вопрос о русской идее –решался с религиозных позиций.

Владимир Соловьев, которого считают основателем русской религиозной философии, вопрос о русской идее решает как смысл существования русского народа в истории всего мира. Вопрос, поставленный таким образом, должен ответить на проблему самоидентификации русской истории и культуры, т.е. определить роль русского человека, в истории мировой культуры. Еще более точно