Лекция # 12 Русская религиозная философия


и совсем по-философски решает эту проблему Н.Бердяев: «Меня будет интересовать не столько вопрос о том, чем эмпирически была Россия, сколько вопрос о том, что замыслил Творец о России, каков в его понимании умопостигаемый образ русского народа, его идея». Но поскольку никто рационально разъяснить то, что «замыслил» Бог, не может, то философам остается только гадать, что представляет собой эта идея.

Философы рассуждали о «русской душе», о «русском духе», о «русском Христе и русском Антихристе», о «русском социализме и коммунизме», и называли это «русской идеей». Постановка вопроса о специфическом месте России и ее народа в истории человечества сопровождалась присутствием некоего мистического духа, существа, наделенного душой и воплощенном в русском народе. Это скорее было похоже на мифотворчество, а не на научный анализ объективных закономерностей развития исторического процесса в его современном понимании.

Николай Бердяев свою книгу о русской философии называет «Русской идеей» с подзаголовком «Основные проблемы русской мысли Х1Х века и начала ХХ века». А.В. Гулыга, философ советского периода, называет свою книгу по истории русской философии «Русская идея и ее творцы». По мнению Н. Бердяева и А. Гулыги, русская философия представляет собой развитие русской идеи. Религиозность «русской идеи» предопределила религиозность всей русской философии и ее методов, а также пути развития России, которые носили в трудах религиозных философов характер предположений. Предположение становится методом, с помощью которого русские философы описывают развитие истории Российской империи.

Возникший еще в 40 - е годы Х1Х века спор между славянофилами и западниками о различном понимании путей развития русской нации и будущего России, стал главной темой размышлений в русской религиозной философии, но независимо от политических взглядов, славянофилы и западники были преданными патриотами своей Родины. Славянофилы считали, что русский народ особый и у него самобытная судьба. Самобытная судьба России была подготовлена историей русского государства, в которой они видели крестьянскую общину, как основу русской жизни, православие и соборность. Представителями славянофилов были: К. Аксаков, И. Кириевский, А. Хомяков, Ю. Самарин и др.

Западники ориентировались на европейскую культурную традицию и в философских исканиях в том числе. Так, П. Чаадаев, восприняв идеи западного либерализма, желал видеть в России просвещение на европейский манер. Н. Г. Чернышевский в теории познания ориентировался на гегелевскую философию, но решал многие ворсы с материалистических позиций. На позициях западников стояли А. Герцен, Н. Огарев и др.

Теория познания и рационалистические традиции в религиозной русской и западной философии пошли разными путями: в русской - разум не является единственным методом познания, познание осуществляется в понимании русских философов не только на основе разума, но и веры, интуиции, эстетического чувства, воли, нравственных и моральных ценностей. Главное место среди этих