Лекция # 12 Русская религиозная философия


способностях отводилось Вере, религиозным ценностям. Так складывалось понимание цельного познания в русской философии.

Вопрос о русской идее был тесно связан с вопросом о человеке, человек рассматривался как исходный пункт и самая важная проблема философии. Обобщая особенности русской философии, В.В. Зеньковский писал: « Если нужно давать какие-либо общие характеристики русской философии, - что само по себе никогда не может претендовать на точность и полноту, - то я бы выдвинул на первый план антропоцентризм русских философских исканий. Русская философия не теоцентрична, не космоцентрична, - она больше всего занята темой о человеке, о смысле и целях истории». В.Соловьев считает, что человек в своей эволюции должен развиваться так, чтобы найти свое единство с Богом. На этом пути развития он станет Богочеловеком и способен будет реализовать единство: Истины, Добра и Красоты.

От проблемы человека шли размышления о путях развития России, ее судьбе и ее миссии. Русский народ становится главным объектом познания в русской философии, но рассматривается он не с точки зрения кровного родства, а с культурно-национальной точки зрения. Н.О. Лосский так характеризует русский народ: «Русский народ поражает разносторонностью своих способностей, ему присуща высокая религиозная одаренность, способность к высшим формам опыта, наблюдательность, теоретический и практический ум, творческая переимчивость, изобретательность, тонкое восприятие красоты и связанная и нею артистичность, выражающаяся как в повседневной жизни, так и в творении великих произведений искусства». («Условия абсолютного добра»). Характеризуя нравственные качества русского народа, Лосский пишет: - первичное основное свойство русского народа – его выдающаяся доброта,  в нем сочетание мужественной природы с женственной мягкостью,  в россиянине соединились восточное и западное начало: а). подчинение индивида клану, общине и б). западный индивидуализм, уважительное отношение к личности.

Эти два начала синтезировались в русской философии в идее соборности, которая понималась как общая, согреваемая любовью к Богу познавательная работа. Соборность – это нравственная общность коллектива, которая служит основой индивидуальных действий личности.

А.К.Толстой так характеризует амплитуду выражения чувств русского народа:

Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой.

У Хомякова идея соборности означала сочетание единства и свободы людей на основе их общей любви к Богу и абсолютным ценностям. Соловьев ВладимирВ философии Соловьева, которая получила название «философии всеединства», принцип всеединства рассматривается как совершенное единство людей, которому присуща свобода каждого из людей и целостность в их сообществе.

С помощью идеи соборности русские философы стремились разрешить проблемы, связанные с назревающей революцией   и противопоставить идеям большевизма, экономизма, народничества и т.д. идею единения русского народа на основе их любви к Богу. Разрушительные силы, убежден Соловьев, не всесильны, богочеловечество способно справиться с любыми задачами, в том числе ающей революцией,и космического масштаба. Нравственный дух людей выше политики и экономики. Истинная любовь человека к Богу является гарантом спасения человечества.

Жизнь всякого человека есть творчество, подвиг, заключающийся в одухотворении личности и в свободном движении к добру.

Таким образом, можно сделать вывод, что философия всеединства В.Соловьева, антропоцентрична по своему характеру, человек в ней – вершина божественного творения. Общество – это расширенная личность, а личность – это сосредоточенное общество.

berdyaev-nikЦентральная тема философии Н.Бердяева – человек. В трактовке этой темы он глубоко экзистенциален, свободный творческий человек – основное измерение человеческой личности и всего человеческого бытия. Философ с таким мировоззрением не мог приветствовать тоталитарный режим, террор, ложь и насилие. Всеобщее воскресение (возрождение), по мнению Бердяева, достигается не в революциях, не в технике, а в божественной духовной жизни. И только на этом пути человек способен развиться как свободная, творческая личность.

Рассматривая человека как разумное животное, западная философия вступает на путь рационализма, а русская, напротив, подчеркивает, что человек должен иметь веру, что русские по своей натуре православные христиане. Но русские философы православие понимали не совсем так, как официальная церковь, хотя и принадлежали к ней сами. В отличие от православного Востока и мощных традиций католичества и протестантизма Запада, Россия не создала крупных богословских работ, и русские философы, испытав разочарование в теологическом творчестве церкви, пытались решить богословские вопросы сами, пытаясь выразить сущность православия на философском языке. Хотя они широко пытались охватить вопросы богословия, но оставались на уровне поверхностного изложения, было очень заметно, что русские философы пытались решать «чужие», богословские задачи, и это было видно им самим. А потому почти все русские философы отказались признать себя богословами, но выступали против секуляризации и атеизма. С другой стороны, философы трактовали православие как веру простых людей, как народную веру. Но ни верующие, ни церковь не испытывали ни малейшего интереса к философии, к ее непонятному языку и сложному изложению житейских проблем. Поэтому Вл. Соловьев должен был заявить: «...философия начинается, когда мыслящее лицо отделяет свое мышление от общей веры, противополагает его этой вере как внешнему».

Получился своеобразный парадокс: русская религиозная философия, стремящаяся дать философское обоснование православию, приходит к освобождению собственного Я от пут православия, как народной веры.