Лекция # 12 Русская религиозная философия


Абсолютное большинство русских философов поддерживали с православной церковью определенную дистанцию, так что в конечном итоге оказались оторванными от нее. Но в религиозности русских философов сомневаться невозможно, пусть это было не православие в народном понимании: у Соловьева – всеединство, у Бердяева – новое религиозное сознание, у Толстого – толстовство,- их любовь к Богу проявлялась через любовь к народу и своей культуре. А их религией – была философия, которая получила название «всеединства». Всеединство означало органическое единство универсального мирового бытия, раздельность и взаимопроникновение образующих его частей, их индивидуальность и специфичность, образующих целостность.

Русская религиозная философия не была повторением средневековой схоластики, она использовала все достижении современной науки и была способна дать новый толчок для развития философской мысли, так как использовала резерв нерациональных видов познания. Примером такого подхода может служить гипотеза П.Флоренского для понимания структуры мира, названная им консубстанциональностью. Консубстанциональность означала сокровенную онтологическую связь между всеми существами мира. Эта связь помогает преодолеть и пространство и время, она лежит в основе учения о христианской любви, как связи между людьми в их стремлениях к действительному преображению.

Федоров НиколайФантастические идеи русского космизма обосновал Н.Ф. Федоров. Он считал всякую собственность величайшим злом, даже на идеи и книги, поэтому он ничего не публиковал. Избранные отрывки и статьи были изданы его учениками под названием «Философия общего дела» (1906 – 1913 гг.). Федоров считает, что самое большое зло для человека – смерть. И выдвигает идею регуляции природы средствами науки и техники. Высшая цель этой регуляции – воскрешение предков. Путь к этой цели, считает Н. Федоров, лежит через овладение природой, через переустройство человеческого организма, освоение космоса и управление космическими процессами. Воскрешение и достижение бессмертия Федоров называет «общим делом» всего человечества, ведущего к общему братству и родству. Н.Федоров разошелся с традиционным христианством, утверждая культ предков основой новой религии. Его социальная утопия была консервативна и покоилась на идеализации патриархальных отношений.

Русские философы утверждали, что в условиях земного существования невозможно совершенное общество, невозможно путем революционного переворота создать совершенный общественный строй. Поэтому человеку остается только одно – готовиться к переходу в Божье царство. Существенным условием этого перехода является преображение души и тела на основе христианской морали.

Русский космизм – визитная карточка русской философии. Идея космизма объединила в себе: мировое единство человечества, единство человечества и космоса, выработала значимые ценности для науки, искусства и повседневной жизни. Значение этих идей особенно значимо в наше время, в условиях глобализации, когда перед человечеством встал вопрос, в каком направлении будет развиваться человеческая цивилизация в ХХ1 веке?

Идея космизма и идея всеединства объединяют всех людей на Земле на основе любви к Богу. Эта же идея лежит в основе этического персонализма и соборности, с помощью которых русские философы решали политические и правовые вопросы, определяя необходимые условия для демократической формы правления:

- участие граждан в управлении государством,

- равенство граждан перед законом вообще и в процессе выборов в особенности,

- способность граждан принимать самостоятельные решения, выражающие их индивидуальную волю,

- высокая степень осознанности принимаемых гражданами решений и ответственности за них.

Русский философский Ренессанс (так называют этот период в развитии русской философии) был органичной составной частью русской и мировой культуры, и в то же время итогом длительного развития отечественной философии. Корни его прежде всего в немецкой классической философии, а также в новых философских системах Ф. Ницше, Э.Гартмана, А.Бергсона, С. Кьеркегора и др.

Своеобразие этой философии состоит в ее трагизме: русские философы предчувствуют неминуемую национальную катастрофу, т.е. революцию, и понимают, что словами эту катастрофу предотвратить они не могут, а другими возможностями - не располагают. Изменить судьбу русской цивилизации духовными средствами нельзя, но согласиться на эксперименты большевиков они тоже не могли, поэтому и встали на путь просвещения, считая, что социальные преобразования должны основываться на внутреннем духовном самообновлении человека, на основе высших божественных ценностей.

Но русским обществом в конце Х1Х – нач. ХХ века уже овладела идеология либералов и марксистов, русский же народ относился к религии так, как когда то о его религиозности сказал В. Белинский: «годится молиться, но не годится горшки накрывать». А потому «программа» обновления человека и общества, предложенная философами всеединства, не могла быть реализована в российском обществе, все попытки религиозно-мистических течений повлиять на социально-политический ход жизни русского общества были обречены.

После победы Октябрьской революции В.И.Ленин посчитал, видимо, что интеллигенция, не способная принять завоевания революции, должна быть изолирована от общества. В 1922 году, посадив всех на корабль, он отправил их в эмиграцию. Для русской культуры это была великая потеря, но эмиграция спасла многие жизни русской интеллигенции. Многие из них продолжали плодотворно работать во Франции, Америке, Англии и др. странах Европы.

Итак, русский Ренессанс закончился в эмиграции. Западная философия ассимилировала многие теории и аргументы русских философов, которые там создавали свои труды: Н.Бердяев, С.Булгаков, Л.Шестов, Н.Лосский, Д.Мережковский, В.Розанов, П.Сорокин и многие другие. Несмотря на оторванность от своего отечества, русские мыслители стремились сохранить духовную связь со своей Родиной. В самые трудные периоды истории России они стремились быть полезными ей и своему народу, стремились понять и оценить значение русской культуры в мировом цивилизационном процессе.

Самостоятельная работа.

1. Задание № 1.Определение базовых понятий.

  1. Периодизация русской философии:а) Х1-ХУП в.в. – философские проблемы развивались в рамках других форм общественного сознания и культуры, б)ХХУШ – перв. четвертьХ1Х в.в. - период ученичества у философов Запада, в) Х1Х век – становление самобытной русской философии, г) последняя четверть Х1Х и первая четверть ХХ в.в. – русская философия, вошедшая в историю под названием религиозно-философский Ренессанс начала ХХ века.
  2. Славянофилы – культурно-философское течение, которое выступало за самобытное развитие России, основа которого в крестьянской общине, православии и соборности.
  3. Западники – ориентировались на европейскую культурную традицию и считали что у России и Европы - единый путь развития.
  4. «Почвенники» - общественно-литературное движение 60- г. Х1Х в., развивавшее идею приоритета искусства над наукой и родственное единение с русским народом. Быть с народом, значит иметь в себе Христа и предпринимать усилия по собственному обновлению.
  5. Соборность – духовное единение людей, итог взаимодействия воли человека и божественного начала. Соборность основывается на истинах, обеспечивающих существование церкви: это 12 догматов и 7 таинств: крещение, причастие, покаяние, миропомазание, исповедь, венчание, отпевание. Соборность человека выражается прежде всего в участии в церковной жизни.
  6. «Русская идея», « русский дух», «русское мировоззрение» и т. д., рассуждая о них , философы хотели выяснить вопрос о специфическом месте России и ее народа в истории человечества. Решение этих вопросов не обходилось без мистики и «загадочной» русской души, что чаще было похоже не на научное решение этих важных для России задач, а на какое-то мифотворчество.
  7. Онтологическое учение – разрабатывалась теория о мире, как единстве божественного творения и мастерства человека.
  8. Космисты – философское направление, развивающее учение о единстве человека и космоса.
  9. Ноосфера – сфера, созданная умом и руками человека.
  10. Гармония = человек должен жить и творить в согласии с природой, что потребует от него нравственного совершенствования
  11. Богочеловек – человек должен развиваться так, чтобы найти свое единство с Богом. Богочеловек – гарант спасения человечества и России. Такой человек – вершина божественного творения.
  12. Нравственный дух людей признавался выше экономики и политики.
  13. Консубстанциональность – сокровенная онтологическая связь между всеми существами мира.(П.Флоренский).
  14. «Общее дело» у Н.Федорова – это достижение бессмертия человечеством, ведущее к общему братству и родству. Бессмертие достигается путем регуляции природы средствами науки и техники.
  15. Цельное познание – это синтез всех духовных сил человека: чувств, опыта, рационального мышления, нравственного опыта, идеалов и ценностей, религиозного содержания и интуиции.
  16. Цельная истина – результат цельного познания.
  17. Основная проблема философии В.Соловьева – высокий нравственный потенциал совершенствования человека, цель которого воспитание богочеловека.
  18. Земное существование человека должно подготовить его к переходу в Божье царство. Революция в России не должна случиться, т.к. она бессмысленна, ведь совершенное общество на Земле невозможно.
  19. Всеединство –объединение всех людей на основе их любви к Богу, что предотвратит нарастание революции.
  20. Православие в России – духовный стержень поднимающейся нации и ее культуры. Православие отличается большой терпимостью по отношению к другим верам и народам, что дает возможность взаимопроникновению национальных культур.