Лекция # 13 Феномен философии в казахской культуре


философия, 3. философия периода распада монгольского государства и становления казахской государственности (Х1У – ХУШ), 4. философия Просвещения Х1Х в., 5.казахская марксистская философия, 6.философия конца ХХ – начала ХХ1 веков. Авторы относят в данном случае к казахской философии и арабскую и тюркскую философии, которые, вне всякого сомнения, оказали свое влияние на казахскую философию, но различия между ними были весьма существенные. Сочтем эту точку зрения как авторскую позицию уважаемых коллег, на которую они имеют право.

Своеобразие восточной философии заключается в том, что здесь преобладают нефилософские формы рассуждения – мифологические, сказочные, художественные, религиозные, в которых четко прослеживаются мировоззренческие позиции, отражающие философские основания человеческого бытия, понимание бытия, его познание и жизненные ценности этих людей.

Протоказахи были кочевниками, т.е. номадами. Номадическая культура этих племен существовала довольно продолжительное время со П – 1 тыс. до н.э. до ХУП – ХУШ веков н.э., когда в степях Казахстана был принят ислам.

Что представлял собой быт кочевых племен?

Номады были скотоводами и хозяйничали на обширных просторах великой степи. Кочевой образ жизни заставлял их перегонять свои стада в поисках тучных пастбищ для животных и благоприятных условий для своих семей. Этот образ жизни вырабатывал определенные традиции и нравственные отношения в обществе и между людьми. Кочевая культура представляла собой и своеобразное философское осмысление мира, в котором жил кочевник. Каждая вещь в быту номадов была многозначной и наделялась философским значением. Естественно, кочевник не мог себе позволить иметь множество вещей, украшающих и облегчающих его быт. Но зато повозки на колесах и юрты, обтянутые войлоком и защищавшие их от дождя и ветров, были домами, в которых имелось все необходимое для жизни. В них обычно кочевали женщины и дети, а мужчины передвигались верхом на лошадях, которые были их спутниками и верными друзьями, отсюда такое почтительное отношение к лошади у кочевников.

Родовая организация жизни кочевников, их уклад жизни формируют мировоззрение, которое отвечает их жизненным устоям. Их мировосприятие было вплетено в окружающий мир и носило символический характер. Каждый предмет быта и сама природа являлись носителями какого-то высокого философского смысла. Обобщенное, целостное представление о мире выражалось в символической форме и не выходило за пределы природных и социальных сил, передавая бытийную сущность человека.