Лекция # 13 Феномен философии в казахской культуре


Символ – это намек, который наделял конкретные вещи значением всеобщности, их функции приобретали иные значения, по сравнению с тем, что они значили на самом деле. Например, шанырак – навершие юрты, а также символ рода, символ единства людей и т.п. Через эти символы кочевник объяснял и осваивал окружающий мир, регулировал отношения внутри семьи, рода или жуза.

Если в европейской философии всеобщие свойства являлись результатом абстрагирования, обобщения конкретных свойств предметов, а потому весь мыслительный процесс был основан на анализе – синтезе, то в символических культурах мышление было целостным, образным, синкретическим, отражающим мир в нерасчлененной форме. Мышление носило характер наивного реализма, сочетающегося с обожествлением сил природы и духа предков. На этом олицетворении природных стихий построена вся мифология древних кочевников.

2.Философские идеи у казахов зародились, как и у всех народов мира, естественным путем. Они имели много общего с мировой философией, но в них отразились и особенности казахского народа, его кочевой образ жизни.

Духовный мир казахского народа вплоть до середины Х1Х века отражался в основном в поэзии, в мифологии, в религиозных представлениях. Поэтому и философские идеи и мировоззренческие принципы выражались в образной символической форме и не выходили за пределы природных и социальных сил, передавая бытийную сущность человека.

Разнообразным и богатым был казахский фольклор. Он включал в себя сказки, предания, легенды, песни, поговорки, загадки. Особенно было любимо народом творчество певцов-сказителей – жырау.

Так, небо – тенгри, считалось главным божеством, обиталищем добрых и светлых духов, а все непонятные природные стихии выступали как божественные силы.

На этом олицетворении природных стихий была построена вся мифология кочевников. Через мифы он объяснял и осваивал окружающий мир и функции регулирования людей в социуме. В ХУШ веке в народном творчестве отразилась вся сложная внутриэтническая структура казахского общества. Каждое родо-племенное звено имело сложную генеалогическую структуру и родословные предания, гласившие, что основоположником рода был общий героический предок – тотем, как правило, вымышленный. Ни один человек не мыслил себя вне рода. Достоинство человека определялось не его индивидуальными способностями, а социальным статусом. Этот статус определял отношение к нему окружающих.