Лекция # 13 Феномен философии в казахской культуре


Казахский этнос вплоть до ХХ века подразделялся на три жуза: Старший, Средний и Младший. Жузы подразделялись на родоплеменные объединения, племена, которые имели своё название и свой собственный символ – уран- символ принадлежности к данному роду. Каждая семья обладала собственностью, которая обозначалась - тамгу. В обществе господствовали патриархально-феодальные отношения. Основное занятие – экстенсивное животноводство, которое требовало кочевого образа жизни и определенных традиций и закономерностей в отношениях.

Кочевая культура представляла собой своеобразное философское осмысление мира. Природа выглядела как абсолютное и вечное начало, содержащее внутри себя причины активного изменения. Человек должен был подчиняться природе, т.к. она была всесильна и диктовала ему формы и способы бытия. Человек, природа и весь космос рассматривались как гармоническое единство. В разных местах Казахстана существовали святилища, где предполагались моления и поклонения высшим силам, а также контакты с ними. Эти святилища представляли собой модель мироздания: небо – тенгри – божественный мир, средний мир – мир людей и животных, которых поддерживают все добрые духи и божества, нижний мир – тартар – царство мертвых, царство тьмы. До проникновения ислама в Казахстан мало что известно о религиозных представлениях казахов. Наиболее известна политеистическая религия - тенгрианство, во главе с главным Богом – Тенгри.

После проникновения ислама религиозные представления казахов характеризовались синтезом доисламских верований и ислама.

Наряду с исламским Богом – Аллахом, они верили в пророка Кадыра, покровителя богатства, пророка Сулеймана, покровителя вод и духов, пророка Коркурта, без которого не обходились шаманские и знахарские заговоры. Воспоминая о них и других божествах приходится разыскивать в культе святых, в шаманстве, в семейной обрядности.

Но казахи никогда не были фанатично верующими людьми. Они обращались к Богам, когда их постигали болезни, или случалось какое-то горе. Трудные условия кочевого образа жизни заставляли их не столько молиться, сколько действовать.

Кочевой образ жизни вырабатывал определенные традиции и мировоззренческие представления теснейшим образом связанные с космологическими представлениями и условиями жизни этих людей. Философское осмысление бытия у казахов основывается на четырехзначной системе: четыре фазы луны, четыре стороны света, четыре стихии – вода, воздух, земля, огонь. В философском осмыслении быта важную роль играла цифра три: сборка и разборка юрты символизировала создание гармонии из хаоса. Юрта распадалась на три части: околодверную, серединную и тор, высшую точку в юрте. Юрта – символ космоса, символ освоенного пространства, единства небесной и земной жизни. Навершие юрты – шанырак – символ продолжения рода, семейная реликвия, передаваемая из поколение в поколение. Наследником отца был младший сын, которого называли шанырак иесы. Старшие получали наследство и отделялись от отца, младший вел хозяйство с отцом. Если умирал последний представитель рода, то на его могиле оставляли шанырак.

Каждая вещь в быту казахов была многозначна и наделялась философским значением, т.к. свой быт казахи уподобляли космосу. Белая юрта, которую ставили для молодых, была символом мира, изнутри она украшалась золотом, что символизировало солнечное начало, а снаружи - серебром, лунное начало. Соединение двух полусфер означало единение человека и космоса, человека и Бога. Человек и Бог должны входить друг в друга, также как лунное начало – мир предков, мир умерших, входит в солнечный мир, мир живых. Отсюда традиция – почитания предков. Единство человека и космоса осознается с завидным постоянством как связь с предками, с Луной и Солнцем.

Человеческая душа подразделялась казахами на три вида: «ет-жан», «шыбын- жан». «рухи- жан». Перед выносом покойника трижды поднимали и опускали.

В быту казахов была распространена символика животных. Четыре вида животных определяли полный социальный статус казаха: верблюд – символ единого и неделимого космоса, конь – символ света, самое священное животное, символ дружбы и преданности. Очевидно поэтому, голову коня часто погребали вместе с умершим, или давали год коню погулять на воле, а через год его голову клали на могилу умершего хозяина. Баран – символ живого, материального, поэтому женщины, желающие иметь многочисленное и здоровое потомство, приносили в жертву барана. В первый день родов женщине обязательно закалывали барана. Корова – символ мира мертвых, мира хаоса.

Другие животные также имели свои символы. Например, коза – символ неопределенности, символ Луны, собака – священное животное, ее нельзя бить, кошка – символ мести, а потому и она неприкосновенна.

Таким образом, номадическая культура казахов была в основе своей символической по содержанию и основывалась на синкретическом мышлении. Человек, природа и весь космос рассматривались в гармоническом единстве. Именно из такого мировосприятия вытекает особенность казахского менталитета, который легко преображается в тенгрианство и суфизм. Это была эпоха Мифа, когда человек осмысливал на основе образного мышления себя, природу, свои отношения с миром, наделяя их сверхъестественными возможностями.

1. Лишь в Х1Х веке синкретическое мышление казахского общества стало уступать свои позиции и постепенно заменяться научно обоснованным мышлением. Борьба против религии и других форм ненаучного мировоззрения велась с позиций атеизма и научного мышления.

Во второй половине 60 – годов Х1Х века завершилось присоединение Казахстана к России. В казахском обществе началась борьба двух партий: прорусской и национальной. Партия русской ориентации во главе с Аблай-ханом оказывала всяческое содействие проникновению России вглубь казахской земли. Деятельность этой группы аристократов объективно имела прогрессивное значение, но сам процесс перехода в русское подданство был мучительным для народа. В результате присоединения Казахстана к России в развитии производительных сил и просвещении Великой степи произошли заметные сдвиги. Эту историческую перемену необходимо было осознать. Ведущую в этом процессе роль играли казахские просветители.

Казахские просветители включились в эту борьбу. Они преследовали не корыстные цели, а горячее желание поскорее достичь казахским народом исторического прогресса, освободившись от средневекового оцепенения. Широкое знакомство с культурой России и вхождение через неё в мир европейской культуры дало возможность казахскому просвещению благодаря влиянию общероссийскому движению западничества не обособиться от мирового процесса. И хотя для простого народа расставание с традиционной культурой было достаточно болезненным, просветители Казахстана хорошо понимали, что время кочевого скотоводства уже проходит.

Идеология просвещения была прогрессивной для развития казахского общества, она основывалась на стремлении к свободе и независимости, к общественному прогрессу и всеобщему развитию. Просветители прошли все сложности и трудности эволюционного пути: они боролись против исламской идеологии, против религиозного мистицизма, традиционных шаманских верований и т.п.

chokan-valichanovОснователем казахского просвещения считают Чокана Валиханова (1835 – 1865), ученый энциклопедист, востоковед, путешественник, публицист, общественный деятель, представитель национальной культуры. Он вобрал в себя глубокое понимание европейской и восточной культур и создал творческое наследие, отличающееся глубиной и всесторонним анализомелем .

Валиханов закончил кадетский корпус в г. Омске, был членом Географического общества России, как ученый просветитель и демократ за свою