Лекция # 13 Феномен философии в казахской культуре


недолгую жизнь (он прожил всего 30 лет), он оставил в наследство людям труды по этнографии, истории, культуре Казахстана и Средней Азии.

Философским проблемам Валиханов не посвящал специальных трудов, но во всех его произведениях: «Тенгри», «О мусульманстве в степи», «Следы шаманства у киргизов» - прослеживаются принципы философского мировоззрения. По своим философским взглядам он был материалистом и признавал объективное существование мира и то, что природа является причиной всего сущего. Все в мире совершается по закону, установленному природой, а потому человек должен жить в согласии с ней. Жизнь казахов-скотоводов полностью зависела от природы, а потому они обожествляли не только силы природы, но и не сомневались в святости своих животных, наделяя их символами, в которые свято верили.

Анализируя природу шаманизма, Валиханов приходит к выводу, что шаманиз возник как результат познавательного поиска, человек хотел разгадать тайны природы, объяснить которые с помощью науки он, естественно, не мог.

Валиханов связывал прогресс общества с улучшением материального положения народа, с переходом на оседлый образ жизни и сменой трудовой деятельности. Говоря о причинах отсталости казахов, он писал: «Пороки эти от того, что люди озабочены только одним – как можно больше завести скота и стяжать тем самым почет у окружающих. Когда б они занимались земледелием, торговлей, стремились бы к науке и искусству, не произошло бы этого». Кочевое скотоводство, по мнению Валиханова, является примитивной формой хозяйствования потому, что человек при этом выполняет самую пассивную роль. Это первая причина отсталости и невежества казахов.

Вторая причина отсталости заключалась не только в пассивности народа, но и в его равнодушии и безучастном отношении к политическим вопросам.

Третья причина – невежество, низкий уровень культуры, отсутствие элементарных атрибутов цивилизации.

Глубоко понимая свой народ, его культуру и обычаи, желая ему свободы и справедливого правительства, Валиханов был убежденным демократом. Он критикует царских чиновников, которые, не зная традиций и обычаев казахского народа, творят несправедливый суд. Чтобы любая реформа могла органично войти в общественный процесс, необходимо изучить условия, в которые её вживляют. Валиханов во все времена был неразрывно связан со своим народом и принес ему, как отмечал Г.Н. Потанин, немало пользы.

Как демократ, Валиханов был убежден, что его народ должен жить в обществе, где не будет социального неравенства народов, где будет жить дух свободы и независимости. Творческое наследие Ч. Валиханова необходимая вершина на пути духовного развития Казахстана. Он был убежден, что казахский    народ при помощи русского народа добьется нужного гражданского развития: «Изо всех инороднических племен, входящих в состав Российской Империи, первое место по многочисленности, по богатству и, пожалуй, по надеждам на развитие в будущем принадлежит нам – киргизам». (Собр. соч., т. 1,1984, с.80).

Русский поэт Аполлон Майков назвал казахского ученого Чокана Валиханова «философом» и уверял его, что как философ он принадлежит не казахскому народу, а всему миру, ведь философия - это наука, имеющая глобальное значение.

ibrai-altynsarinОдним из выдающихся представителей казахского Просвещения был педагог-новатор, писатель - Ибрай Алтынсарин (1841 – 1889 гг.). Мировоззрение Ибрая Алтынсарина складывалось под влиянием под влиянием устного народного творчества, прогрессивной русской культуры, трудов европейских мыслителей. Он работал инспектором народных училищ Торгайской области и являлся первым народным учителем казахов. Ибрай открыл множество новых школ, издавал для них учебный материал, написал «Казахскую хрестоматию». В просвещении народа он видел путь к его процветанию.

Мировоззрение Алтынсарина можно охарактеризовать как деизм: с одной стороны, он утверждает, что мир существует объективно, независимо от сознания человека, а, с другой, верит в то, что Бог создал этот мир.

Особую ценность имеют его этические и эстетические взгляды. В стихотворениях «Лето» и «Река» он мастерски рисует красоту природы. Эти и другие произведения воспитывали подрастающее поколение в любви к окружающей природе, развивая в них чувство прекрасного. Его взгляды и мысли по эстетическому воспитанию можно считать бесценным наследством, подчеркивающим образованность и высокую культуру.

Как и Чокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин был демократом и стремился всегда защищать интересы народа. В выборе правильного пути для своего народа Ибрай Алтынсарин возлагал надежды прежде всего на силу науки и просвещение. Его заслуга состояла в том, что он был основателем этнопедагогики, основу которой составляли антропологизм, гуманизм и патриотизм.

В истории казахского Просвещения огромную роль играет Абай Кунанбаев (1845 – 1904 гг.). Он был крупнейшим мыслителем конца Х1Х – начала ХХ веков, великим поэтом и композитором.

«Время, которое подарило человечеству Абая, вполне можно назвать эпохой казахского Ренессанса», - писал Есимов Г. Е. в работе «Хаким Абай».