Лекция # 13 Феномен философии в казахской культуре


Одна из заслуг Абая заключается в том, что он способствовал переходу казахского народа от кочевого образа жизни к оседлому. Рассуждая об отсталости казахов и их пороках, Абай напрямую связывал их со скотоводством и кочевым образом жизни. Казах видел смысл жизни в том, чтобы увеличить стада, а остальное время бездельничать. А отсюда отсталость, леность и другие пороки казахов, о которых Абай пишет в « Словах назидания»:

«Мудрые давно заметили: человек ленивый бывает, как правило, труслив и безволен , безвольный – труслив и хвастлив, хвастливый - труслив, глуп и невежественен, глупый - невежественен и не имеет понятия о чести, а бесчестный побирается у лентяя, ненасытен, необуздан, бездарен, не желает добра окружающим.

Пороки эти от того, что люди озабочены только одним - как можно больше завести скота и стяжать тем самым почет у окружающих. Когда б они занялись земледелием, торговлей, стремились к науке и искусству, не произошло бы этого». (Абай. Книга слов. Алматы, 1993, с.143).

Абай призывал учиться у русских, китайцев, евреев, чтобы стать лучшими, взяв на вооружение все лучшее у разных народов, чтобы привести свою страну к процветанию и благополучию.

Казахи должны умерить свою спесь и перестать оглядываться в прошлое, нужно осознать реальность и думать о будущем. Нужно следовать законам Бога и уважать людей других национальностей, так как национализм – это противное Богу явление. Абай был основателем критического реализма в казахской литературе и считал своим долгом обличать общественный недуг во имя разума и справедливости. Жизнь Абай узнавал благодаря своему таланту, глубине мыслей и состраданию к своему народу, потому что любил его безмерно, желая ему счастливой доли.

Мировоззрение Абая многогранно и сложно: с одной стороны, он считает, что окружающий мир существует объективно, независимо от сознания человека, а, с другой, что все в мире (даже машины и фабрики) сотворил Аллах. Эта точка зрения близка к философскому деизму. (Деизм - мировоззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, и утверждающее, что, хотя Бог и сотворил мир, но дальнейшее его развитие совершается без божественного участия).

abaiАбай высоко ценит людей, которые не довольствуются данными своих ощущений, а обращаются к способностям своего разума, анализируют события и факты, умеют отличать полезное от вредного, осмысливают происходящие события. При этом Абай большое внимание уделяет «силе души», которая, по его мнению, обладает тремя способностями, относящимися к сфере мыслительной деятельности человека: 1. следует не только воспринимать действительное, но и раскрывать связи между предметами и явлениями, 2. узнав что-то, надо сравнивать со сходными вещами, чтобы понять насколько общим является познанное, 3. «впечатлительность сердца», - если сумеешь сберечь сердце от четырех пороков: самодовольство, корыстолюбие, легкомыслие и беспечность, - познанное будет питать твой ум и убережет чистоту сердца.

Цель науки, считает Абай, сводится к постижению истины, к способности отличать полезное от вредного, наука должна «очеловечивать человека», учить тому, чтобы человек мог осознавать свои поступки и меру ответственности за них.

Абай с большой симпатией относился к своим русским друзьям и передовой русской культуре. Он не только освоил творчество своего народа, но и классическое наследие Востока, России и Европы. Весь свой огромный талант и опыт он отдал священному делу борьбы с невежеством народа, с его экономической и духовной отсталостью. В стихах он пишет:

Эпохи мрачной молодежь...
У ней согласья не найдешь:
За пазухою держит камень
И друг на друга точит нож.

Не зная удержу, живут
И честь, и совесть продают.
Лишь на словах всего достигли,
Бахвалясь, презирают труд.

Абай убежден, что нравственность человека не зависит от природы, она связана с воспитанием. В «Словах назидания» он неоднократно подчеркивает эту мысль, а в стихах пишет:

Чтоб человеком ты был,
Ты пятерых побори:
Злословье, ложь, хвастовство,
Безделье и мотовство –
Вот пять врагов твоих, знай.
Разум и доброта,
Упорство, скромность и труд,
Доверься – не подведут.

Первый сборник стихов Абая был издан в Петербурге в 1909 году (увы, уже после его смерти). Его стихи переведены на немецкий, английский, французский языки, а переводы на русский язык издавались одновременно с оригиналом. Абай призывает свой народ учиться у русских грамоте и языку, чтобы познавать науки, искусства и избежать пороков русских. «Русский язык, - пишет Абай в «Книге назиданий», - раскроет нам глаза на мир». Он стремится использовать всю силу своего влияния на простой народ.

У казахских просветителей (Чокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин, Абай Кунанбаев) философская проблематика рассматривалась в качестве необходимой предпосылки правильного понимания отношения человека к миру, Бога к человеку, соотношения знания и веры, разума, выраженного в просвещении и образовании. Невежество же, по их убеждению, мешает человеку жить, осознавать свою жизнь и нести ответственность за свои поступки.

4. В начале ХХ века философские традиции просветителей вступили в новую фазу развития: пропаганда теоретического наследия просветителей дополнилась философским осмыслением общественных проблем, обусловленных новой исторической обстановкой. В это время увидели свет серьезные философские трактаты Шакарима Кудайбердиева, стали появляться периодические издания – газеты и журналы, в которых обсуждались социально-политические проблемы своего времени. Люди, озабоченные судьбой своего народа, рассуждали о том, как добиться более разумных форм организации общественной жизни, таких прогрессивных преобразований, которые бы существенно улучшили жизнь народа.

shakarimШакарим Кудайбердиев был племянником Абая и после смерти своего отца, старшего брата Абая – Кудайберды, заботу о семилетнем Шакариме взял на себя дядя. Шакарим не получил систематического образования, но он нашел в дяде своего кумира и подражал ему в настойчивости и упорстве овладения знаниями. Как и дядя, Шакарим избрал путь истины и справедливости, занявшись науками. Круг его интересов был необычайно широк от литературы до физики, он прекрасно знал философию Античности, труды философов Х1Х – ХХ веков. Ему близка была русская демократическая культура, он состоял в переписке с Л.Н. Толстым.

Жизнь его закончилась, увы, трагически. В 1931 году НКВД счел его виноватым в организации нападения на райцентр, и он был расстрелян без суда и следствия. Тело его бросили в высохший колодец и только в 1962 году похоронили близ могилы Абая в урочище Жадыбай.

Теоретические и мировоззренческие взгляды Шакарима были весьма непоследовательны: наряду с признанием мира как объективной реальности, он был снисходительным даже к аккультизму. С одной стороны, он утверждает, что в мире все возникает самопроизвольно (природа causa sui), и нет никакой бессмертной души, а, с другой, он признает творца-хозяина и бессмертие души.