Лекция # 13 Феномен философии в казахской культуре


Для обоснования той и другой точек зрения он привлекает огромное количество философских и религиозных аргументов, что говорит о его безграничной эрудиции. Его книга «Каноны мусульманства» - пример того, как можно использовать религию для нравственного воспитания молодежи.

Он был деистом по своим убеждениям, хотя прекрасно понимал, что наука ХХ века не оставляет места для признания Бога и бессмертия души. В произведении «Три истины» он приводит пять аргументов в пользу материализма , но сам не спешит переходить на его позиции: ему кажется, что материализм недостаточно обращает внимания ДУШЕ и ее основе – СОВЕСТИ.

Совесть у него не столько нравственное понятие, сколько философское и гносеологическое, так как на её основе Шакарим создает концепцию истины, которая дает возможность разрешить многие сложные и сверхсложные вопросы жизни и науки. Человеческая скромность, справедливость, доброта – вот что в совокупности является СОВЕСТЬЮ для Шакарима. Не случайно он предлагает ввести в школьные программы предмет – совесть , как потребность и желание человеческой души.

Таковым был этот возвышенный человек с благородной душой и нравственными идеями, способными воспитывать многие поколения молодежи.

toraigyrovНаш земляк, Султанмахмуд Торайгыров прожил короткую, но предельно насыщенную жизнь. Родился он в 1893 году в ауле Жантай, с трех лет он воспитывался у бабушки, в 1910 году семья переезжает в Баян-Аул, где он заканчивает медресе. Поэт и общественный деятель, он с восторгом воспринял революцию. Революционные власти ответили ему взаимностью и назначают его на должность председателя Чидертинского волостного ревкома в декабре 1919 года, но 21 мая 1920 года он умирает от туберкулёза.

Его кумиром в поэзии был Абай, о стихах которого он писал: «Хорошее стихотворение подобно Корану, написанному кровью сердца Пророка, оно подобно прелестному звуку, по которому слепой угадывает свой путь. Именно таковы стихи покойного Абая»

Султанмахмуд выработал весьма своеобразное мировоззрение, он рассматривает религию как ложную веру. Он не был профессиональным философом, но по-философски глубоко решал определенные проблемы в своих произведениях. Например, сущность и смысл человеческой жизни, законы общественного развития, роль познания, проблемы человеческой деятельности и т.д. В поэме «Заблудившаяся жизнь» он рассматривает проблему выбора жизненного пути, стоящую перед каждым человеком, который стремится к счастью. Но что такое счастье: богатство, власть, справедливость?