Лекция # 13 Феномен философии в казахской культуре


Не лучше ли человеку стать ученым и поведать людям о тайнах мироздания? Но богачи тоже пользуются плодами ученых! Даже врач не может принести пользу бедняку, т.к. вынужден забирать у него последние гроши за лечение.

Бедность – это зло, причина которого заключается в отсутствии справедливости, т.е. в имущественном неравенстве. Султанмахмуд мечтает о справедливом обществе, в котором отсутствует частная собственность и единственным господином является труд на благо всех и каждого. Но такого общества нет, а потому жизнь человека – это блуждание от рождения до смерти. Но блуждание не бессмысленно, мир есть бесконечная и вечная смена бытия. Смерть человека также является изменением его бытия. Все в мире происходит по объективным законам, и человек может их познать. Человек, который открыл силу пара, электричества, сумеет открыть законы справедливой жизни, убежден Торайгыров.

Мы, земляки Торайгырова, должны знать его творчество. До объединения с ПГУ наш педагогический институт носил имя Султанмахмуда Торайгырова, но после отделения от ПГУ имя этого славного человека осталось за университетом.

5. Казахская философия ХХ – ХХ1 веков.

В казахской философии ХХ- ХХ1 веков можно выделить два этапа: марксистский (советский ) и постсоветский. Начало ХХ века проходило под воздействием философских взглядов Абая. В казахской философии доминировали космоцентрические представления о человеке и мире. Человек рассматривался как единое целое с космосом. В тридцатые годы ХХ столетия в результате политических репрессий казахская культура понесла большие потери.

Расцвет марксистской философии в Казахстане приходится на конец 50 – х -нач. 60 – х годов. Особое развитие получила марксистская диалектика. Она рассматривалась как всеобщий метод духовно-практической деятельности человека. Возникла школа, называвшаяся алма-атинской школой диалектики. Появилась блестящая плеяда казахстанских философов, которые в настоящее время составляют ее гордость: Ж.М. Абдильдин, А.Х. Касымжанов, Л. Науменко, З. Баканидзе, А.Н. Нысанбаев, З.А. Мукашев, К.Х. Рахматуллин и многие другие. Эта философская школа вместе с московской и киевской внесли большой вклад в разработку проблем диалектики. В условиях тоталитарного режима появилась такая школа, которая хотя и вписывалась в требования моноидеологии, но отличалась внутренней свободой. Диалектическая логика