Лекция # 13 Феномен философии в казахской культуре


выступала и выступает методологической основой разработки ЭВМ и современной компьютеризации. Естественно, изучение истории казахской философии ХУ – ХУШ вв. во второй половине ХХ века не было «актуальным». Такие условия возникают только в условиях суверенного Казахстана.

Большое внимание стало уделяться изучению религии как духовного феномена человечества. С начала 90 –х годов появилось много энтузиастов, которые изучали основы казахской философии и с удивлением обнаружили, что казахская философия никогда не умирала и дошла до наших дней благодаря литературным памятникам и устному народному творчеству.

Важной исследовательской проблемой философской мысли Казахстана является проблема диалога культур Восток – Запад, а также соотношение номадической и оседлой культур. Республика Казахстан отказалась от моноидеологии, в республике господствует плюрализм к определению философии и ее роли и места в жизни общества, что требует толерантности, терпимости к разным точкам зрения.
 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
 

1. Определение базовых понятий:

  • Номады – кочевники, номадизм – культура кочевого народа. Три периода в развитии философских идей в творчестве кочевого народа: 1. Дописьменный, мифологический, 2. Творчество акынов и жырау, домусульманский период, 3. Мусульманский .
  • Символ – предмет, действие, служащие условными обозначениями какого-либо образа, предмета, понятия или идеи.
  • Символическая культура казахов отражала мир в синкретической (слитной) форме.
  • Мышление носило характер наивного реализма, все непонятные природные стихии выступали как божественные силы.
  • Сознание носило мифологический характер. Мифы в жизни кочевников помогали им осваивать окружающий мир и регулировать отношения между людьми.
  • Фольклор – устное народное творчество, богатое разнообразными жанрами: сказки, предания, легенды, песни, поговорки, загадки, творчество жырау и певцов- сказителей, в которых отражались мировоззренческие взгляды номадов.
  • Аллах – верховный Бог.
  • Кыдыр - покровитель богатства.
  • Сулейман – покровитель вод т духов.
  • Белая юрта – символ мира, внутри золотое начало, снаружи серебряное, что означало единение двух сфер – солнечной и лунной, а также единство человека и космоса. Каждая вещь в быту казахов имела несколько значений и наделялась философским содержанием.
  • Четырехзначное осмысление бытия – 4 фазы луны, 4 стороны света, 4 стихии –вода, воздух, земля, огонь.
  • Цифра 3 также играла важнейшую роль в осмыслении быта кочевников: сборка юрты распадалась на три части – околодверную, срединную и тор.
  • Юрта – символ освоенного пространства, явление небесной и земной жизни. Сборка юрты начинается с двери.
  • Символика животных: верблюд – символ космоса, конь – символ света, баран – символ земного материального. Поэтому женщины, желающие иметь многочисленное и здоровое потомство, приносили в жертву барана. Коза - символ неопределенности, собака – священное животное, ее нельзя бить и тем более убивать, кошка – символ мести, а потому и она неприкосновенна.
  • Символика цвета – белый – символ высшего мира, цвет Богов, черный – символ потустороннего мира, желтый – символ золота, знак богатства и т.п.
  • Казахские просветители – проповедовали идеалы гуманизма, развитие науки, равенство людей перед законом, освобождение человека от эксплуатации, воспитание молодежи, отвечающее потребностям времени.
  • Казахские просветители: Чокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин, Абай Кунанбаев. Они были пламенными патриотами своего народа и пропагандистами русской культуры, т.к. видели в ней надежду на возрождение культуры своего народа.
  • Совесть, по Шакариму, - это нравственное, гносеологическое, общефилософское понятие, сочетающее в себе скромность, справедливость, доброту. Совесть – это потребность и желание души человека. Шакарим предлагает ввести в школе предмет «Совесть».
  • Бедность, по Торайгырову, - это зло, причина которого заключается в имущественном неравенстве, т.е. в отсутствии справедливого общественного порядка.