Лекция # 14 Западная философия в культуре 20-21 веков Герменевтика Постмодернизм


  •  если в обществе происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления,
  • если в обществе происходит изменение социальной структуры, и в информационной сфере трудится большинство работающего населения, но при этом происходит повышение производительности труда и улучшение качества произведенной продукции.

Применив эти четыре критерия, характеризующие жизнь современного общества, давайте подумаем, в каком обществе мы живем? Что необходимо сделать, чтобы общество было по-настоящему информационным, но мы смогли бы избежать ошибок, которые допустила западноевропейская постмодернистская культура?

Западноевропейский постмодернизм в соответствии с характеристиками этого общества и его мировосприятием формирует и мировоззренческие установки своей культуры.. Прежде всего, это поливариантное восприятие мира, критическое отношение к предшествующей философии и культуре, утверждается взгляд на мир, не приемлющий статики и однообразия (вспомните, гераклитовский принцип «Панта Рэй» - все течет, и в одну и ту же реку нельзя войти дважды).

Меняется статус философии: философия постмодернизма разрушает парадигмальный способ мышления и предлагает совокупность разнородных концепций в области искусства, философии, истории и т.д. Все эти концепции связаны лишь скептическим отношением к возможностям философии создать стройное мировоззрение и возможностям объяснения и преобразования мира на основе науки. Постмодернизм как стройное течение, в основе которого лежит единая парадигма, не существует, а отсюда сознательное разрушение категориального аппарата философии. О постмодернизме чаще всего говорят не как о философии, а как о постмодернистской ситуации в философии и культуре.

Некоторые философы считают, что ситуация постмодернизма возникла сразу после второй мировой войны и называют эту ситуацию проблемой осмысления текста, или «философствованием после Освенцима», т.е. философией людей, потерявших себя и свои человеческие ценности. Проблема, на наш взгляд, заключается не во времени возникновения постмодернизма, а в той теории познания, которая начала активно развиваться в 70 –е годы ХХ века и была направлена на познание сложных открытых систем с обратной связью, неравномерно развивающихся и активно взаимодействующих с не менее сложными системами. В этих условиях роль объективных законов могут выполнять случайность и хаосомность, а результаты исследования окажутся вероятностными и непредсказуемыми

Основными признаками постмодернистской культуры являются: 1. принципиальный отказ от возможности целостно описать предмет, 2. отказ от классической рациональности, 3. отказ от возможности взаимопонимания представителей различных школ из-за отсутствия единого языка и общего смыслового поля.

Центральной проблемой постмодернистской культуры становится проблема осмысления текста.

Одной из таких школ, которая занималась анализом текста была герменевтика. Герменевтика в Х1Х – ХХ вв.- самостоятельная философская школа, обретшая свою молодость и активно участвующая в разработке проблем в области философии и культурологии. Герменевтика - это и древнейший метод социального познания, в Античности и в Средние века герменевтика (в перев. с греч. – истолковываю, разъясняю) применялась для разъяснения воли Богов и библейских текстов. У греков был мифологический Бог Гермес, который обладал даром красноречия и истолковывал людям волю Богов. А в Средние века экзегеты (толкователи) истолковывали Библию для простого народа, позднее герменевтика понималась как «чудо толкования».

Метод толкования в своем творчестве активно применяли видные философы Запада: Ф. Шлегель, Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Э.Гуссерль, М. Хайдеггер и др. Так, Шлейермахер создал правила так называемого «герменевтического круга», которые в развитии культурны давали представление о соотношении части и целого, взаимообусловленности теории и факта.

Шлейермахер был убежден, что для понимания целого необходимо понять его части, но для понимания отдельных частей необходимо иметь представление о смысле целого: слово – часть предложения, предложение – часть текста, текст – часть творческого наследия автора и культурного наследия этого исторического времени. Понимание «целого» поможет глубже понять содержание частей.

Подлинная герменевтическая проблема заключается в проникновении в смысл текста самого по себе, а не в реконструкции авторского замысла.

gadamer gans_georgОдним из ярких представителей герменевтики ХХ века был немецкий философ Ханс Георг Гадамер (родился в 1900 г.), основные произведения – «Истина и метод» - 1960 г., «Похвала теории» - 1984 г. и др.

Гадамер придает герменевтике универсальный характер и видит ее задачу в прояснении понимания текста и условий, при которых он создается и совершенствуется.

Гадамер придает большое значение методу герменевтического круга и подчеркивает его значимость для герменевтического процесса познания: например, он реабилитирует понимание предрассудка, указывая, что это не заблуждение, а всего лишь предсуждение. Такие предсуждения, по мнению Гадамера, составляют историческую действительность человеческого бытия и выступают условием его понимания.