Лекция # 14 Западная философия в культуре 20-21 веков Герменевтика Постмодернизм


Гадамер в понимании текста выделяет его основные части: понимание, применение, истолкование. Он подчеркивает, что понимание включает в себя подлежащий пониманию текст к той современной ситуации, в которой находится интерпретатор. Предструктура понимания является сложным, многоуровневым образованием, включающим составные моменты: предрассудки, авторитет, традиции. Они составляют объективные условия понимания. Понимание и герменевтический круг представляют собой основной стержень механизма логики герменевтического рассуждения.

Гадамер пытается примерить философию и науку и перешагнуть ограниченность теоретического учения о методе. Он доказывает, что научный метод не является единственным методом познания, он лишь один из возможных. Истина познается не только и не столько с помощью научного метода, но и с помощью искусства, философии, истории. Гуманитарные науки не могут слепо копировать методы естествознания, так как они включают в процесс познания и самого человека, его идеалы и ценности.

Идеалом гуманитарного познания должно быть понимание явления в его исторической конкретности и определяться местом, временем, конкретной ситуацией, в которой осознает себя человек. Из этого складываются фундаментальные характеристики человеческого бытия.

У Гадамера речь идет о познании «опыта мира», «опыта истории», «опыта философии», «опыта искусства», которые включают не только научные знания, но и непосредственные переживания, которые так тонко и ярко могут описать искусство, религия и философия. «Формы опыта» у Гадамера – главные измерения человеческого бытия, которые выходят за рамки научных методов.

Истина, как он утверждает, не является научным понятием, способ ее достижения – искусство, а потому понимание (т.е. истина) с точки зрения герменевтики, это совокупность всех человеческих знаний о мире и бытии в нем человека.

Таким образом, понимание становится ключевым понятием в герменевтике и подразумевает существование человека в условиях конкретного бытия. Понимание человеком мира и взаимопонимание людей осуществляется в «стихии языка», а потому всякое понимание – есть языковая проблема.

Язык является основой передачи культурного опыта от поколения к поколению, язык обеспечивает возможность традиций, диалог между культурами обеспечивается через поиск общего языка.

Таким образом, исходным пунктом герменевтического анализа является языковая форма выражения мышления. Понимание включает в себя не только совокупность всех человеческих знаний, но и критику, борьбу с косностью, а также обновление языка. Вместе с новыми взглядами зарождается и оформляется