Лекция # 14 Западная философия в культуре 20-21 веков Герменевтика Постмодернизм


новая речь, отражающая изменяющийся исторический опыт. Языковая структура нашего опыта способна охватить самые разнообразные жизненные отношения.

ПОСТМОДЕРНИЗМ как понятие утверждается к 1980 году в работах Ж.-Ф. Лиотара. Это совокупность разнородных концепций в разных областях философии, науки и искусства.

Теоретиками постмодернизма, как философской ситуации, являются : Ж. Батай, М. Бланшо, Ж. Бодрийяр, Ф. Гваттари, Ж. Делез, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар и др.

Философия постмодернизма находится в процессе становления, она еще не устоялась и пестрит частностями отдельных взглядов. Категориальный аппарат этой философии только формируется, хотя есть уже общепризнанные категории, о них речь пойдет ниже. Философия постмодернизма отказывается от дифференциации философского знания на онтологию, гносеологию и аксиологию, и считает, что в современной ситуации, структурирование философии как единого целого невозможно. Подвергая резкой критике идею бинарных отношений (дихотомию философских категорий), постмодернизм отказывается от противопоставления субъекта и объекта и др. категорий. Современный стиль мышления он осмысливает как «постметафизический», предлагая вместо философского мышления радикальный плюрализм. Он терпимо относится к любым культурам, к любым смыслам, к любым истинам, к любым формам, т.к. все старое преодолевается, но не отвергается вообще. Это «старое» используется постмодернизмом в виде цитат и случайных фрагментов без всякой логической связи и иерархии. Любая теория, идея, и парадигма в целом интерпретирует возможные и допустимые варианты, но познавательная ценность каждой из них в равной степени – относительны. Так провозглашается плюрализм и релятивизм в познании.

Философия постмодернизма базируется на выводах постструктурализма (Р. Барт, Ф. де Соссюр, М. Фуко и др.), который утверждал, что язык обладает определенной субстанциональностью, т.е. он не просто пассивно отражает реальность, а живет своей жизнью, являясь причиной самого себя, и говорит о самом себе. О субстанциональности языка говорили схоласты в средневековой философии, об этой проблеме писал М. Хайдеггер и герменевтики, но точкой отсчета в мышлении впервые язык сделал структурный лингвист Ф. де Соссюр. А потому вся человеческая реальность и вся культура в постмодернизме объявляются знаковой системой. Языку приписываются следующие свойства:

- язык не пассивно отражает мир, а активно порождает смыслы, смысл не предшествует языку, а непрерывно производится языком,

- сознание человека рассматривается как функция языка, язык порождает новые смыслы и формирует субъекта, определяет содержание человеческого мышления и культуры в целом,