Лекция # 14 Западная философия в культуре 20-21 веков Герменевтика Постмодернизм


- язык абсолютно свободен и его функционирование происходит бессознательно, порождение и восприятие текста всегда есть игра: без центра, без цели, без основной идеи и т.д.

Если классическая философия определяла культуру, как созданную руками человека природу, то, культура постмодернизма становится абсолютно искусственным явлением, так как порывает с природой, с реальностью, с объективными смыслами и становится текстом (языком). Таким образом, язык становится субстанцией, первоосновой бытия и приобретает самостоятельное значение.

С этой общей установкой философии постмодернизма связаны все остальные ее идеи и понятия. Вот некоторые основные категории постмодернизма:

derrida-jacques- деконструкция - термин введен Жаком Деррида и означает не разрушение, а принцип свободного комбинирования слов и смыслов. Деконструкция означает непрерывный и бесконечный процесс, исключающий подведение какого-либо итога. Деконструкция должна выявить:

- внутреннюю противоречивость сознания автора,

- выявить и разоблачить в текстах идеологические мифы, показать, как идеология обеспечивает господство одной части общества над другой,

- задача критики заключается в том, чтобы выявить в тексте «разрывы смысла», приводящие к неоднозначной интерпретации текста.

Деррида подчеркивает, что деконструкция изобретательна или ее нет совсем. Легче всего объяснить смысл деконструкции через поиски различных смыслов одного и того же слова. Это делается не ради определения наиболее адекватного смысла, а наоборот, ради игры со смыслами, когда каждый раз рождается новый смысл.

Ризома - это понятие впервые вводится в работах двух французских философов Ж. Делеза и Ф. Гваттари под названием «Кафка». gilles-deleuzegvattariРизома – термин взят из ботаники и означает такую форму корневой системы, когда отдельные волокна ветвятся совершенно беспорядочно вокруг основного корня и напоминают мочалку. У древних греков «ризотомами» называли собирателей кореньев. В постмодернизме этим термином обозначают способ построения текста. В таком тексте переходы строятся не по логике, а по ассоциациям, т.е. произвольно и случайно, вплоть до бессмыслицы. В искусстве примером такой «ризомности» может служить роман Дж. Джойса «Улисс», или романы Кафки с их неожиданными ситуациями. Эти произведения являются поводом для упражнения автора и читателя в бесконечном упражнении истолкований того, что в принципе не существует. Это своего рода новое понимание свободы как «абсолютной относительности» любого смысла и события.