Лекция # 15 Философское понятие бытия


План лекции

 

  1. Категория бытия в истории философии.
  2. Формирование научной картины мира (НКМ), методологическое и мировоззренческое значение этой категории.
  3. Философское учение о бытии.

 

1. Бытие – одна из основных категорий философии. Еще во времена Античности главным предметом философского анализа была онтология, т.е. учение о бытии. Бытие понимается греками как мир, в котором живет человек. Иными словами, греки хотели узнать как можно больше о мире, законах его развития, чтобы понять, может быть счастлив человек в этом мире и что для этого ему нужно делать. Гармония мира и человека – одна из самых популярных тем греческого искусства и философии. Уже Гомер дает развернутые картины природы, причем картины природы используются для объяснения, толкования человеческой жизни.

По закону дихотомии категория «бытие» сопряжена с категорией «небытие». Демокрит рассматривает категорию «бытие» как систему атомов, а «небытие» - как пустоту, в которой эти атомы движутся.

Парменид и Зенон, представители элейской школы, считают бытие вечным, истинным и неизменным и соотносят его с категорией покоя, а небытие – это нечто изменчивое, преходящее, иллюзорное. Для Аристотеля бытие – это действительное существование вещей, а небытие – некая потенциальная возможность.

В Средние века на основе религиозных учений (религия становится господствующей формой общественного сознания) создается картина мира, созданная Богом. Кроме мира человека, в христианском вероучении существуют еще два мира: мир Бога – то, что называется раем и мир Дьявола, то, что называется адом. Если человек живет по законам Божьим, после смерти он попадает в рай, а если он нарушает заповеди господа Бога, то место его – в аду.

В эпоху Возрождения, когда искусство становится господствующей формой общественного сознания, природа стала осознаваться домом человека: появляется самостоятельный жанр пейзажной живописи, и даже портреты пишутся на фоне природы, например, портрет «Моны Лизы Джаконды».

В Новое время диалектик Гегель рассматривает категории «бытие – небытие» как переход противоположностей одна в другую. В ХХ веке проблема перехода бытия в небытие оказалась особенно актуальной в творчестве экзистенциалистов, которые рассматривают ситуацию «жизнь после смерти», где речь идет о творческой жизни автора, увы! уже после его физической смерти.