Лекция # 15 Философское понятие бытия


Квантовая механика перестала быть областью лабораторных исследований – ее законы действуют в мире здесь и сейчас. Эти законы противоречат здравому смыслу, доставшемуся в наследство нам от классической физики и кажутся магией: квантовый компьютер, телепортация, гиперпространственные перемещения – последние разработки квантовой механики, которые позволят нам создать невиданные прежде устройства, открывающие человеку мир уникальных возможностей.

В философии и науке утвердилась концепция существования «множественности миров» во Вселенной, поэтому делается вывод о том, что мир неисчерпаем в своем многообразии, и человек при встрече с этими мирами может столкнуться с диковинными условиями существования (непохожими на земные), где каждый мир будет иметь свои разнообразные значения физических параметров пространства и время.

Эта картина множественности миров согласуется с фундаментальными положениями философии о пространственно-временной бесконечности, которую надо понимать не как метрическую бесконечность, а как неисчерпаемое многообразие пространственно-временного континуума, т.е. материальной среды, свойства которой непрерывно изменяются в пространстве и во времени.

 

3. Философия, как и фундаментальная наука, не только теоретически осваивает мир, но и осуществляет рефлексию над научными теориями, уточняя их содержание и многообразие функций. В отличие от науки, философия синтезирует знания отдельных наук в мировоззренческую систему, определяющую взгляд человека на мир как единое целое и место человека в этом мире. Философ стремится создать понимание бытия не вширь, а вглубь, в единстве существенных свойств этого бытия. Философские категории, отражающие основные достижения научной картины мира, дают нам основные, глубинные принципы отношения человека к своему бытию.

Под бытием в современной философии понимается категория, осмысливающая обобщенную единую картину мира и уникальную неповторимость человеческого бытия (ЕНКМ).

Уже в философских системах И. Канта и Г. Гегеля бытие человека было описано понятийным аппаратом философии. Эта работа была продолжена в последующих философских системах. Большой вклад в разработку этой проблемы принадлежит философии марксизма и марксистско-ленинской философии, которые с материалистических позиций рассматривали проблему отношений «человек - мир», выделяя три главных аспекта: 1. учение о мире, 2. учение о человеке, 3. учение об отношении человека с миром.