Лекция # 16. Философская антропология


Как показывает опыт познания сложных явлений в человеческой жизни, человек познает сначала какие-то одни стороны своей жизни, и ему это знание представляется истиной в последней инстанции, а потом познает другие стороны, и то, что он знал ранее, ему кажется ошибочным, поэтому на первых порах познание может оказаться односторонним. Проблема человека в философии – явление многофакторное, которое заставляет нас обратиться к комплексному, т.е. многостороннему, анализу.

Как решается вопрос о происхождении человека в науке и философии? По этому вопросу в настоящее время существует три основные теории:

1.Натуралистическая теория Ч. Дарвина о происхождении видов, в которой он утверждает, что благодаря развитию человекообразных обезьян появляется человек, как прямой их потомок,

2. Гегель считал, что из мира животных человека вывел абсолютный дух, под которым он понимает общие закономерности развития духовной культуры, общечеловеческие ценности, традиции, передаваемые из поколения в поколение. Гегель пишет: «Человека нельзя объяснить из самого человека, для этого нужно объяснить всё его бытие».

3.Третья теория принадлежит К.Марксу и Ф.Энгельсу. Она получила название – социально-трудовой теории. Представители марксизма убеждены, что появление мыслящего существа возможно только в условиях общественной жизни и трудовой практики людей. «Сначала труд, а затем и вместе с ним язык – явились двумя условиями возникновения и развития сознания». Ф.Энгельс.

Как мы уже говорили, проблема происхождения человека явление многофакторное, поэтому вывод в отношении этих теорий таков: появление человека как мыслящего существа могут объяснить все три теории в содружестве, а потому и природа человека в философии рассматривается как биосоциальная, несмотря на то, что мы подчеркиваем наше отличие от животных.

Человек, действительно, принципиально отличается от своих «меньших братьев»:

- 1. человек производит, а животное потребляет,

- 2. человек производит по меркам любого вида, а животное способно действовать согласно своим инстинктам ,

- 3. человек действует согласно своим материальным и духовным потребностям, а животное на основе физиологических инстинктов,

- 4. человек осуществляет целенаправленный труд с помощью орудий труда, животное эпизодически пользуется подручными средствами.

Обратите внимание, когда мы говорили о том, чем отличается человек от животного, мы констатировали те особенности человека, которые  формировались напротяжении всей истории развития человека в условиях общественной жизни.

А что же общего у нас с «меньшими братьями»?

Как выяснили ученые, участвующие в международном проекте под названием «Геном человека», в котором сравниваются гены человека и животных, в ДНК человека содержится 50 – 60 тыс. генов, и почти столько же генов содержится у мыши и свиньи. Правда, родство не из приятных, но наши близкие родственники являются тем экспериментальным материалом, который помогает осваивать для человека новые лекарственные средства и избавлять его от опасных заболеваний.

«Геном человека» - самый крупномасштабный международный биологический проект, направленный на изучение всех генов человека, определения их содержания и функций. «Геном человека» помогает выяснить, как взаимодействуют между собой гены в здоровом состоянии и при нарушениях. Он должен составить основу медицины ХХ1 века, расшифровка генной наследственности должна дать ключ к лечению наследственных и других заболеваний, и к пониманию самой биологической природы человека.

Проблема соотношения биологического и социального в человеке до сих пор актуальна. И в истории философии она решалась неоднозначно.

Р.Декарт считает, что сущность человека заключается в его способности мыслить: «Cogito ergo sum».

И.Кант подчеркивает двойственную природу человека, считая, что человек принадлежит и миру природы, где властвует естественная необходимость, и миру свободы, где сам человек может проявлять свою волю.

Для Гегеля человек – субъект духовной деятельности, создатель мира культуры, носитель абсолютного духа.

Карл Маркс считает, что определяющим фактором для человека является его социально-трудовую деятельность. «Человек не есть абстракт, а совокупность социальных отношений», - пишет Маркс. Именно социально-трудовая деятельность формирует человека как личность.

2.  В системе марксисткой философии проблема человека описывалась двумя парами категорий: человек – индивид, личность – индивидуальность.

Обратите внимание, человек в философии – это не реальный человек, а всего лишь понятие человека, которое «наполнено» определенным содержанием:

  • человек – это физическое и духовное существо, сочетающее в себе биологическое и социальное,