Лекция # 16. Философская антропология


  • человек – универсален и уникален одновременно, ему не чужды ни утонченная, возвышенная деятельность, ни грубые инстинкты,
  • человек - явление историческое: у него было прошлое, есть настоящее, он устремлен в будущее,
  • человек – свободное существо, но за свою свободу он должен нести ответственность за себя, за свои дела, за состояние окружающей среды. Такое содержание вкладывается в понятие «человек». Оно, действительно - биосоциальное.

Индивид – один из рода или вида, категория, необходимая для теории познания.

Личность – совокупность социально значимых черт, необходимых человеку для его жизни в обществе. К. Маркс видит сущность личности в совокупности общественных отношений и в проявлении этой сущности в трудовой деятельности.

Индивидуальность – характеристика личности, указывающая на неповторимое своеобразие, глубину и богатство личностного содержания. Индивидуальное богатство – это творческий потенциал личности.

Содержание личности, как конкретного человека, может быть охарактеризовано следующими чертами: это выражение общественных отношений, личность – это субъект познания и преобразования мира, носитель прав и обязанностей, этических и эстетических норм, а также носитель мировоззрения определенной эпохи, личность включает собственную самооценку, чувство собственного достоинства, ценностные ориентиры, определенный образ жизни, социально-политические убеждения, стиль мышления. Именно в этом состоит «совокупность общественных отношений».

Понятие личности часто используется как оценочное, и это не случайно, так как личностное развитие является общей целью и смыслом жизни человека.

Каждая историческая эпоха предъявляет свои требования к личности, которые формируют определенный тип личностного развития человека.

Институт личности формируется только в эпоху Возрождения. Под личностью понимали самостоятельно мыслящего человека, осознающего свое человеческое достоинство, свой творческий потенциал и страстное желание реализовать его. В эпоху Возрождения личность стала формироваться и понималась по аналогии с Богом-творцом. Человек был убежден, что он центр мира, что в человеке и природе просматривается божественная гармония. Так утверждается в философии на многие века антропоцентризм, а в мировоззрении -эстетический идеал и принципы гуманизма.

Гуманизм – это система воззрений, возвышающая человека и утверждающая его права на свободу, развитие, счастье. Гуманизм - это мировоззрение и образ жизни, который концентрирует в себе все человеческие ценности: свободу и права человека, нравственные и эстетические ценности, человеческое достоинство и уважение к другим людям, культурам, религиям, это жизнелюбие и оптимистическое отношение к жизни. Эта система воззрений опиралась на сформированный в эпоху Возрождения общечеловеческий гуманистический идеал, который представлял собой единство физического совершенства, интеллектуального богатства и нравственной чистоты.

В 17-18 вв. формируется новоевропейская личность, основу этого типа личности в первую очередь составляет рациональное познание. Рациональность – это организация жизненного мира человека, которая проявляется в самостоятельности мышления, умении принимать решения и нести за них ответственность.

Такой человек считает себя ответственным за свою судьбу, свои желания, стремится развить в себе индивидуальность, т.е. неповторимые черты и качества. У него рефлексирующее сознание и твердая установка на самопознание и творчество. Такая установка дает энергию для творчества ученого, художника, мыслителя и общественного деятеля, чем и богата была эпоха Нового времени и Просвещения.

В ХХ веке, веке производства и потребления, преображаются черты человека. Человек становится производительной силой и потребителем произведенной продукции. При этом, главный внутренний фактор, управляющий личностным развитием человека – его собственная культура – отступает на задний план.

А в философии появляются технократические теории, отрицающие роль культуры и социальных факторов в развитии общества и личности. Эти теории считают, что технический прогресс автоматически решит все проблемы в обществе.

Искусство, которое должно познавать мир посредством целостных художественных образов, стремится «расщепить» этот образ до степени абсурда: абстракционизм, сюрреализм, поп-арт и др. течения в искусстве,

В эстетике появляется проблема, получившая название «эстетизация безобразного», иными словами, человек утратил веру в свои идеалы и не видит разницы между прекрасным и безобразным. Искусство, подражая науке, стремится обнаружить сущность и идет все дальше вглубь, открывая образы настоящих чудовищ: герои современных фильмов и телесериалов – насильники, убийцы, нравственные уроды.