Лекция # 16. Философская антропология


«Вот он наш ХХ век, 
Все гудит набатом:
Расщепленный человек,
Расщепленный атом» (Горелов).

Нельзя воспитывать людей как безличных винтиков или роботов, проявляющих себя в заданных обстоятельствах. Такие «послушные» люди, конформисты (приспособленцы) нужны только тоталитарным режимам.

Для демократического общества нужны творческие личности, имеющие твердые мировоззренческие убеждения, понимающие, что личностное развитие это непрекращающееся усилие человека над собственной природой. Результаты этой повседневной работы реализуются прежде всего в профессиональной деятельности человека, в его культурном и нравственном облике.

Философские принципы личностного развития:

1. развитие природных способностей и талантов ребенка,

2. воспитание трудолюбия, добросовестного отношения к делу и ответственности за порученные дела. Трудолюбие формирует любовь к творчеству,

3. семья и учреждения образования должны формировать личность ребенка ориентируясь на общественный идеал, который поможет будущему гражданину занять достойное место в обществе,

4. общество, государство обязаны создать необходимые условия для развития и самореализации личности человека и специалиста.

Процесс становления личности в определенных социальных условиях называется социализацией. Социализация означает включение человека в определенную систему отношений, куда входят: система воспитания личности, условия ее развития, свобода реализации «сущностных сил» личности, возможность осуществления поставленных целей. Таким образом, социализация процесс гораздо более широкий, чем воспитание.

Личность – это субъект поступания, наделенный свободой и несущий ответственность за свои поступки,- так однажды отозвался М.М. Бахтин о личности. Он обозначил самое главное условие – свободное развитие личности.

Понятие «свободы» родилось еще в раннем христианстве и означало равенство всех людей перед Богом. В санскрите слово «свобода» означает «любимый». Буддизм считает свободу внутренним состоянием человека, а потому утверждают они, чем больше люди говорят о свободе, тем меньше ее становится. Буддисты убеждены, что ответ на этот вопрос был дан еще 2000 лет назад Дайсэцу Судзуки, который утверждал: «И познаете истину и истина сделает вас свободным. Подлинная свобода – это результат просветления» («Человек», № 6, 2004).