Лекция # 16. Философская антропология


человека просто может прекратиться. Деградированный в нравственном отношении человек, проявляет себя как разрушитель социального и природного мира. Коэволюционное образование человека предполагает формирование его мировоззрения, основанного на органическом единстве всех трех жизненных сфер Земли – живой природы, неорганической оболочки Земли и сферы человеческой жизнедеятельности.

Современное человечество накопило массу знаний, но оно нуждается в нравственном воспитании, направленном на облагораживание и возвышение человека как конечной цели и ценности развития культуры, общества и всего бытия. Человека должно вернуть «к полноте своего развития, к своей гуманной сущности, жизненной истинности, простоте и и человечности». (В.С.Семенов. О перспективах человека в ХХ1 веке./ ВФ, №3, 2005, с.26).

В статье Семенов указывает на шесть главных направлений

воспитания, саморазвития и возвышения человека в ХХ1 веке:

- человека должно научить жить активно, творчески, полнокровно, стремиться к разностороннему развитию своих природных способностей, видеть в овладении культурным наследием и в трудовой деятельности основание для своего личностного развития,

- в ХХ1 веке приоритетным в жизни человека должно стать духовно-нравственное развитие человека, а не утилитарные потребности. Воспитание должно быть направлено на высокие ценности культуры, совесть, честность, гуманистическую мораль и нравственность,

- в человеке необходимо развивать социальные начала, чувство социальной справедливости, социального равенства, чувство коллективизма. Эти важнейшие черты евразийской цивилизации являются противоположностью крайнему индивидуализму, изолированности и трагическому одиночеству, которыми страдают люди западной цивилизации,

- всестороннее развитие личности, требующее развития всех её возможностей и талантов, предполагает дать человеку, живущему в глобализирующемся мире, знания об истории культуры человечества, национальной культуры, а также глобальной этике и нравственных традиций своего народа. Если человек нацеливает свою жизнь только на экономическое производство и материальное потребление, общество, в результате, будет иметь дело с «одномерным человеком» (Герберт Маркузе), с миром преступников.

На стадии информационного общества человеческая мысль пришла к пониманию того, что дальнейшая эволюция жизни человека должна направляться его разумом. Человеку предстоит сознательно пересмотреть своё отношение к природе, обрести новые ценности и мировоззренческие ориентиры, определить перспективы своего дальнейшего существования. «Вследствие увлечения чисто экономическими целями и забвения собственной культуры возникло безудержное стремление к росту материального благосостояния, которое разрушает духовные, этические и