Лекция # 17. Проблема сознания в философии


План лекции:

 

  1. Представления о сознании в истории философии. Современное естествознание о сущности деятельности мозга.
  2. Отражение как всеобщее свойство материи. Формы отражения в неживой и живой природе.
  3. Сознание и самосознание как инструменты познания и преобразования действительности.
  4. Общественное и индивидуальное сознания, их взаимосвязь. Формы общественного сознания, их историческая определенность.

 

«Сознание – предельное понятие философии как таковой, о чем бы она не была. Будь то философия природы, общества, права, науки, морали и т.д. Основным орудием и предпосылкой анализа в любом случае здесь является и выступает так или иначе понимаемое сознание» .   М. Мамардашвили.

В свое время К. Маркс так отозвался о сознании: «Самая непреступная крепость – это человеческая голова». Это верно в двух смыслах: если у человека сформировались какие-то убеждения, то заставить его отказаться от них, переубедить его, очень сложно. Еще большая трудность ожидает человека, если он поставил перед собой задачу изучить процессы, протекающие в мозгу человека. Например, что происходит в мозгу, когда человек мыслит, как рождаются новые идеи, что представляет собой наша память, как она кодируется? И т.п. вопросы, на которые до сих пор наука не дает ответа, или не отвечает с достаточной определенностью. Сознание изучают многие науки: физиология, анатомия, нейрофизиология, психология и др., философия обобщает знание этих наук и рассматривает сознание как способность человека к познавательной деятельности.

Еще на заре своего существования человек обратил внимание на такую особенность своего сознания, как умение сознательно относиться к окружающему миру и осознавать свои действия. При отсутствии научных знаний представление о сознании у древнего человека было самым наивным  и формировалось на основе обыденных наблюдений и мифологических образов:

- гилозоисты утверждали, что сознанием обладают все предметы окружающего мира,

- анималисты – считали, что душой обладают только животные и растения, поэтому они способны чувствовать и мыслить как люди,

- Гераклит считал, что душа человека - это огонь, закономерно воспламеняющийся и закономерно затухающий.

Существовало множество и других представлений о сознании, о его специфических возможностях познавать мир.