Лекция # 17. Проблема сознания в философии


В философии первым заговорил о тайне сознания Платон. Он указал на несовпадение идеальных образов и предметов реальности. Создатель объективного идеализма, считал, что предметный мир начинает существование после того, как из «мира идей» вселяется в него идея, но при этом она «себя оскверняет», т.к. распределяется между многими вещами. Например, идея карандаша и множество различных карандашей, существующих в реальной жизни. Следовательно, идея вещи, как предел ее существования, и предмет, в который она вселилась, отличаются друг от друга.

Гегель рассматривал душу человека как отражение абсолютного духа, «чистого разума».

Диалектический материализм Маркса и Энгельса дает следующее определение сознанию: «Сознание есть свойство высокоорганизованной материи мозга отражать мир в идеальных образах». Определение по-философски лаконичное, указывающее прежде всего на первичность материального мира и вторичность сознания как отражательной способности, выражающейся в идеальных образах.

Пока это то немногое, что мы можем с достаточной меры точности сказать о сознании, поэтому и в настоящее время философы пользуются определением марксистской философии. Когда современные философы или психологи пытаются дать определение сознанию, т.е. обозначить его границы, выделить существенные свойства и связи, перед исследователями оказывается запутанный клубок феноменов, распутать который в высшей степени сложно. В «Международном словаре по психологии» (1989) об определении сознания говорится буквально безнадежно: «Сознание - завораживающий, но призрачный феномен... Ничего такого, что стоило бы читать, о нем не написано».

Но человек не может не задаваться вопросами: «Как получается, что немыслящая материя начинает мыслить? Как кодирует наш мозг весь жизненный опыт: стремление к свободе, самосознание, личностные переживания, моральную ответственность за свои действия и т.п., словом, все то, что составляет человеческое бытие. На многие из подобных вопросов наука еще не нашла ответ.

За последние 50 лет дискуссия по проблеме сознания в англоязычной литературе приобрела характер интеллектуальной драмы. Проблема сознания, которая в ХУП веке Р. Декарту казалась вполне разрешимой, обросла таким частоколом тайн, что превратилась в крепость под названием «Тайна сознания».

(Юлина Н.С. «Тайна сознания...», ФВ. №10, 2004).

В науке существует много проблем, не только проблема сознания. Но ученые уверены, что с помощью рационального познания эти проблемы будут решены. А вот в отношении проблемы сознания царит замешательство: с какой стороны к ней подходить, какими методами исследовать, какая наука должна этим заниматься: философия, психология, биология, физика, или какая-то междисциплинарная область знания? Актуальность проблемы сознания велика и в ХХ1 веке, ученые съезжаются на международные конференции, чтобы обсудить ключевые аспекты структуры и функционирования сознания, а также консолидировать усилия ученых по актуальным проблемам.