Лекция # 17. Проблема сознания в философии


Демаркационная линия между наукой и философией пролегает там, где обнаруживается граница познаваемого. Философия исследует эти границы, создавая механизмы для исследования новых областей, доступных научному познанию.

Определив сознание с точки зрения марксистской философии, мы должны согласиться с тем положением материализма, что каждый элемент психики обусловлен физиологической природой, т.е. связан с механизмами действия на материальном уровне.

Наш мозг состоит из 15 млрд. нейронов, специализированных нервных клеток, они воспринимают импульсы от органов чувств в определенных локальных областях коры головного мозга, а затем эти импульсы распространяются по всему мозгу, т.е. иррадиируют, возбуждая мыслительный процесс. Иррадиация – распространение возбуждения - сменяется торможением, т.е. снятием возбуждения. Так начинается мыслительная деятельность человека, т.е. деятельность сознания. Деятельность нашего мозга характеризуется не только сознанием, но и другими видами деятельности: самосознанием, интуицией, бессознательным, верой, убеждениями, возвышенными и низменными чувствами и другими возможностями.

2. В философии существует общее понятие - «отражение», характеризующее всеобщее свойство материального мира, которое имеет место в неживой и живой природе. Отражение – результат взаимодействия предметов друг с другом, когда форма, структура, функции одного предмета передаются другому.

В неживой природе существуют три главные формы отражения: механическое, физическое, химическое.

В живой природе каждому уровню развития живого присуща своя форма отражательной способности. Мы укажем лишь на четыре качественно различные формы:

1. На уровне простейших, одноклеточных, процесс отражения осуществляется телом клетки, т.к. нервная система у одноклеточных просто отсутствует. Такая форма отражения называется – раздражимостью.

2. На уровне развития дождевого червя процесс отражения приобретает иной характер, у живых существ на этом уровне появляется нервная система, специализированная система отражения жизненных ситуаций, спинной мозг, как центральный орган, куда сводится вся воспринятая информация зачатками органов чувств - рецепторами. Такая отражательная способность позволяет живому существу избирательно реагировать на данные условия и называется – чувствительностью.

3. Высокоразвитым животным присуща форма отражения, называемая – психикой. Они обладают развитой нервной системой с центральным органом – головным мозгом и развитыми органами чувств. Отражают они окружающий мир с помощью безусловных, условных рефлексов и 1- сигнальной системы. Результатами отражения являются – условный сигнал и образ.

4. Человеку присуща высшая форма отражения, называемая сознанием. Человек обладает развитой нервной системой с центральным органом – головным мозгом и гармонично развитыми органами чувств. Отражательные способности – безусловные и условные рефлексы и вторая сигнальная система, т.е. язык, членораздельная человеческая речь. Результаты отражения выражаются: в образах, художественных образах, в научных понятиях и теориях, в философских принципах и категориях.

3. Психика вообще и сознание в частности представляют собой формы приспособления живых организмов к условиям определенной среды и являются мощным средством ориентации и выживания. Но мы сразу должны заметить, что психика возможна только у развитых живых существ, обладающих достаточно развитой нервной системой. В процессе ориентации во внешней среде происходит взаимодействие носителя психики с внешним миром, когда возникают поисковые ситуации, и живое существо вырабатывает определенную схему решения жизненной задачи. Эта схема представляет собой определенный образ поведения живого существа, его способность совершать действия по отношению к внешнему миру. Характеристика образа как схемы поведения, как способности к определенному действию позволяет понять и такое важное свойство образа как его идеальность.

Идеальность, как продукт психики, не имеет тех свойств, которые присущи материальным объектам: физических, химических, геометрических и прочих свойств. Идеальное – не твердо, не газообразно, оно не вещество, не поле, не тело, его содержание выражается в идеальных образах. Нужно отличать в этой связи вещь, реально существующую, от образа, который является лишь отображением этой вещи: Петр Алексеевич Иванов и образ Петра Алексеевича, который создается его знакомыми, может иметь лишь отдаленное напоминание о самом Петре Алексеевиче, которое зависит от того, как относятся к нему его знакомые. Предметная отнесенность образа позволяет ставить вопрос о правильном или неправильном отображении объекта. Образ поэтому заключает в себе не только познание объективных свойств объекта, но и содержание активного отношения субъекта познания к познаваемому объекту.

Только человеку присуща высшая форма отражения – сознание. Сознание как форма отражения характеризуется следующими чертами:

- общественной природой возникновения и развития. Сознание возникает и развивается в условиях общественной жизни людей при решении важнейших задач, которые ставит перед обществом сама жизнь. В условиях общественной жизни, занимаясь общественно полезным трудом, человек реализует свои возможности и становится личностью,

- сознание тесно связано с языком и мышлением. Чтобы заниматься трудовой деятельностью человек должен овладеть языком и определенными навыками  мышления, той парадигмой, которая позволяет ставить и решать практические задачи, стоящие перед обществом,

  • сознание носит целенаправленный характер и всегда связано с решением теоретических и практических задач,
  • решение теоретических задач характеризуется логикой отражения. Логика соответствует законам развития объективного мира. (Тождество мышления и бытия),
  • продуктом сознания является не только теоретическое осмысление мира, но и преобразовательная деятельность человека, направленная на достижение комфортной жизни в определенных исторических условиях.

Главная функция сознания – умение мыслить. Мышление – это высший уровень активности человека как социального существа. Мышление в самом широком смысле правомерно толковать как способность к познанию существенных свойств и связей бытия, лежащих за пределами непосредственно чувственного и эмоционального опыта. Мышление является необходимым средством осмысления действительности, наделения ее различными смыслами, понимание которых необходимо мыслящему человеку. Эмоции и чувства предоставляют лишь первичный материал для получения знания, но только благодаря категориальным структурам мышления и единым идеальным смыслам, возможно рациональное познание. Мышление направлено на познание окружающего мира и преобразование действительности в человеческих целях.

Мышление предполагает самосознание, т.е. знание человека о самом себе, своих способностях, знание своих интересов и мотивов поведения, нравственного облика, оценку себя как мыслящего и чувствующего существа, способного применить свои знания на практике. Самосознание проявляет себя: через понимание личностью своих идеалов и жизненных целей, через систематизацию знаний и формирование мировоззренческих принципов и установок, самосознание способствует личностному воспитанию и самосовершенствованию, а также выполняет управляющую и контролирующую функцию в процессе деятельности личности.

В философии эта функция называется рефлексией. Рефлексия выражается в стремлении к предельной осознанности своих действий. Рефлексирующий субъект стремится знание сделать своим и использовать его в практических целях. Рефлексия предполагает наличие системы ценностей, необходимых для оценки жизненных ситуаций и поведения человека. В понятие «ценность» каждый народ включает: а) новые идеи, способные преобразовать жизнь, б) высокие достижения человеческого труда, в) культурно-исторические стандарты и стиль мышления, г) морально-нравственные принципы поведения, д)эстетические и художественные идеалы и вкусы.

Но, кроме рационального познания, человек использует нерациональные способы познания: интуицию, художественное познание, бессознательное и т.п. Современная наука не исключает из познавательного процесса альтернативные, нерациональные формы и способы познания, более того, считает их полезными в познавательном процессе. Часть из них уже описаны понятийным аппаратом, другие еще до конца не познаны. Например, как люди могут читать мысли на расстоянии, как люди предчувствуют несчастье, которое происходит с близким человеком в данное время и т.п.

Один из способов нерационального познания – интуиция. Интуиция – познание предмета путем непосредственного постижения его сущности.

Наука познает предмет постепенно: от простого к сложному, от низшего к высшему, т.е. двигаясь постепенно к его сущности. Интуиция - способ познания без помощи разума, т.е. без помощи логики и понятий, без помощи эмпирического опыта, интуиция позволяет сразу проникнуть в сущность предмета или явления. Поэтому интуитивное познание часто воспринимается как «дар богов», как озарение, как счастливый случай. Для Анри Бергсона, основателя интуитивизма, интуиция – это интеллектуальная симпатия, когда человек переносится в сущность предмета. К сожалению, интуиция редкая гостья в процессе познания. Она посещает только тех, кто много знает и накопил большой жизненный и научный опыт. Известны случаи интуитивного озарения у И. Ньютона, Д.И. Менделеева. Интуиция приводит людей, которые всю свою жизнь работали над этими проблемами к открытию сущности, а путь к ней остается неизвестным. Так что, рассчитывать на такой «дар богов» может далеко не каждый ученый.

Такой особенности человеческой психики как бессознательное много внимания уделил Зигмунд Фрейд, придав бессознательному чрезмерно большое значение в жизни человека. Он считал бессознательное фундаментом психики человека, который определяет всю его сознательную жизнь, его судьбу и даже судьбы народов. В бессознательном, по мнению Фрейда, сосредоточены вечные и низменные влечения, мотивы и стремления, смысл которых определяется инстинктами, недоступными сознанию. Если человек не удовлетворяет эти неосознаваемые им инстинкты, то он заболевает неврозом, а в тяжелых случаях и истерией. Для лечения этих заболеваний Фрейд создает метод психоанализа, который призван поставить под контроль сознания причины заболевания, т.е. неосознаваемые человеком тревоги, и тогда лечение пациента будет успешным.

Ученик З. Фрейда Карл Юнг выделяет в бессознательном феномен коллективного бессознательного, который называет архетипом. Архетип, считает К. Юнг, является источником творческой фантазии народа, формирует его чувства и ценностные ориентиры и критерии, которые не осознаются народом на уровне сознания. В культурологии архетип называют менталитетом культуры, он выступает в системном познании самым устойчивым ядром в развития национальной культуры, почти не поддающимся изменению. В нем концентрируются первичные формы адаптации человека к окружающему миру, сохраняющие основу его национальной культуры.

Художественное познание осуществляется с помощью художественных образов (наука познает мир с помощью понятий). Художественный образ является результатом художественного обобщения как альтернативной операции абстрагирования в науке. Художественный образ – яркий пример чувственного восприятия и переживания реальных фактов, событий и эстетического отношения автора к изображаемым событиям. Естественно, наука, как господствующая форма общественного сознания, не может не оказывать влияния на художественное познание. Художественный процесс как результат художественного познания изучается такой философской наукой как эстетика. Художественное творчество таит в себе еще много тайн, которые невозможно описать на языке научных понятий. Экзистенциалисты это хорошо понимали и писали свои произведения в форме художественных произведений.

Таким образом, сознанию, как способности человека познавать мир и преобразовывать его, присущи как рациональные так нерациональные формы познания.

4.Сознание существует как индивидуальное, так и общественное.

Индивидуальное сознание человека (личности) является результатом социализации, т.е. процесса усвоения человеком системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему органично войти в общественную жизнь и органично функционировать в качестве полноценного члена общества. Процесс социализации включает в себя тот жизненный опыт, который проживает каждый человек.

Общественное сознание представляет собой знания, идеи, принципы, теории, накопленные человеческой культурой в разных областях деятельности: истории, политике, экономике, морали, философии и т.д. Как мы уже с вами убедились, в разные исторические времена в качестве господствующей формы общественного сознания может выступать та или иная форма общественного сознания, которая определяется основной целью общества и ценностями, к которым общество стремится.

Индивидуальное и общественное сознание, как и все философские категории, сопряжены между собой. Общественное сознание является основой для формирования сознания индивида. Ваша учеба в вузе является ничем иным как усвоением достижений общественного сознания: философского, правового, политического, нравственного, экономического и т.д. Индивидуальное сознание выдающихся личностей своего времени углубляет и расширяет общественное знания в определенных областях новыми идеями и теориями.

Современные ученые, изучающие наш мозг и возможности сознания, считают, что современный человек использует возможности своего мозга всего на 5 – 7%. Но при специальной подготовке и постоянной тренировке мы можем достичь удивительных результатов. Ведь наш мозг гораздо совершенней любой компьютерной машины.