Лекция # 19. Современная теория познания (эпистемология)


План лекции:

 

  1. Познание как объект философского анализа. Практика и ее функции в процессе познания.
  2. Диалектика чувственного и рационального познания, их формы. Синергетика, как метод познания сложных, неравновесных систем с обратной связью.
  3. Проблема истины в философии. Практика как абсолютный и относительный критерий истины.
  4. Характерные черты современной науки. Современный стиль научного мышления.

 

«Пожалуй, во всей жизни нового времени нет идеи более
могущественной, неудержимой и победоносной, чем идея
науки. Ничто не может помешать ее триумфальному шествию».
Эдмунд Гуссерль.

Начиная с ХУП века гносеология становится главным предметом философского анализа, а наука господствующей формой общественного сознания, на основе которой формируется мировоззрение людей Нового времени. Гуссерль прав, победоносное шествие науки продолжается и в ХХ1 веке. А потому каждый человек должен знать, какие условия необходимы для успешного познания, как происходит процесс познания, что представляет собой истина, как результат познания.

ХХ век можно назвать триумфальным шествием науки во всех областях знания. Не случайно мы выделяем в общественной жизни ХХ в. периоды истории, в названии которых главную роль выполняет наука: НТР, техногенная цивилизация, информационное общество. В настоящее время мы живем в условиях информационного общества, а это значит, что в наше время информация, умение ее «добывать» и умение мыслить являются определяющими для жизни каждого человека, его личностного и профессионального становления. Для педагога это задача №1, он не только сам должен овладеть научным познанием, но и научить своих учеников мыслить.

Мы уже познакомились с тремя типами рационального (научного) мышления. Вывод был таким, что в современной науке, в зависимости от объекта познания, используются все три типа научной рациональности.

В этой теме мы будем обсуждать познавательный процесс как таковой. Он начинается с того, что человек выделяет себя из окружающего мира и начинает осознавать свои, отличные от природы цели. В этом отношении природа для человека – объект познания, т.е. то, на что направлено познание, а человек – субъект познания, он стремится познать природу и преобразовать ее в своих целях.

С первых шагов познания перед человеком встал вопрос: «Может ли человек когда-нибудь познать мир и достичь абсолютного знания о нем?» Для человека, который владел минимумом знаний о мире, добытых в основном опытным путем в своей повседневной жизни, вопрос был далеко не праздный.