Лекция # 19. Современная теория познания (эпистемология)


Но и для философии вопрос был далеко не простым. В истории философской мысли по этому вопросу определилось несколько точек зрения.

Многие философы считали, новучто мир в принципе познаваем, в каждую ю историческую эпоху человек все больше знает о мире, и познания его становятся более глубокими. Об этом свидетельствует историческая практика людей, которые на основе добытых знаний совершенствуют свою жизнь. Другие философы, стремясь к абсолютному знанию о мире, придерживались иных точек зрения: скептики сомневались в том, что мир можно познать, агностики – отрицали познаваемость мира, а субъективные идеалисты считали, что вопрос о познаваемости мира вообще ставить некорректно: если мир – комплекс моих ощущений, то, что же должен познавать человек,– свои собственные ощущения? Эта точка зрения получила в философии название солипсизма.

История человечества убеждает нас в том, что человек успешно познает мир, но сам процесс познания носит исторический характер и зависит он от нескольких причин: прежде всего человек познает то, что необходимо для его практической деятельности и, во-вторых, то, что подготовлено логикой развития науки.

Знать человеку о мире все не только не нужно, но и невозможно. Невозможно, прежде всего потому, что мир находится в постоянном движении и развитии. Если мы вдруг решили, что на сегодня мы познали мир, то через некоторое время наши знания не будут соответствовать истине, так как мир уже изменится.

Процесс познания детерминирован потребностями практики, поэтому человек прежде всего познает то, что ему необходимо в данный исторический момент.

Определение категории «практика» в научный обиход впервые вводит Карл Маркс. Под общественно-исторической практикой Маркс понимает совокупный общественный опыт людей, направленный на преобразование их жизни.

Под понятием «совокупный общественный опыт» Маркс понимает следующее содержание практики: 1) материальное производство, составл основу жизни яющеелюдей, 2) развитие науки и культуры, 3) социальные реформы и преобразования, 4) подготовка человека к активному участию в общественной жизни.

Практика выполняет следующие функции в процессе познания: а) практика – источник познания, т.е. наука познает прежде всего те проблемы, которые в данный момент должны решаться практикой, б) практика – движущая сила познания, в) практика – цель познания, г) практика – критерий истины.

Итак, результатом познания должна являться истина. Можем ли мы сказать на основании сказанного, что истина в каком-то историческом будущем может стать абсолютной? Скорее наоборот, истины как абсолютного знания нет и быть не может. Понятие «абсолютной истины» в теории познания все-таки имеется, и под абсолютной истиной имеется в виду знание, которое в процессе познания не может быть изменено. Такое знание для реальной науки означало бы догму, т.е. застой и смерть для научного познания (как тут не  вспомнить К. Поппера с его теорией фальсифицируемости ?) Зачем же в таком случае понятие «абсолютной истины»? В теоретическом плане оно существует в качестве недосягаемого идеала познания, к которому надо стремиться расширяя и углубляя наши знания

Истину надо отличать от факта и опытных данных. Под фактом мы понимаем событие, которое произошло в определенное время, в определенном месте и могло повлиять на дальнейшее развитие событий. Опыт - это единовременное действие, лежащее в основе эмпирического познания мира. Истина же – это теоретическое знание, основанное на законах развития достаточно обширной области действительности. «Формой, в которой существует истина, может быть лишь научная система», - Г. Гегель («Феноменология духа»).

Итак, мы рассмотрели важнейшие условия познавательной деятельности человека: а) отношение субъекта к объекту, б) вопрос о познаваемости мира, и в) понятие практики и ее роль в процессе познания.

2. Что представляет собой процесс познания как таковой?

Этому вопросу с ХУП века в философии уделялось первостепенное значение. И Френсис Бэкон и Рене Декарт выделили в познавательном процессе чувственную и рациональную стороны познания, но они не видели связи и взаимодействия между ними. Результатом познания оказались сенсуализм и рационализмдве противоположные концепции, каждая из которых считала, что для познания достаточно или чувственного познания или рационального.

В ХУШ веке Иммануил Кант создает теорию познания, которая снимает противопоставление чувственного и рационального познания. Кант создает единую систему, основанную на способностях человека познавать мир: чувственное познание, рассудок и разум и определяет содержание каждой из способностей в познавательном процессе, их границы и результаты познания. Теория познания Канта носила идеалистический характер, так как основывалось на способностях сознания, а не на отражении сознанием объективно существующего мира. Поэтому теория познания Канта с неизбежностью упиралась в элементы агностицизма.

Материалистическая теория познания была разработана Марксом и Энгельсом. Познание носило общественно-исторический характер, активно отражало практические запросы человека и общества, помогало людям преобразовывать свою жизнь и природу. В.И. Ленин в «Философских тетрадях» так характеризует процесс познания: «От чувственного созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике – таков диалектический путь познания истины». Марксистская философия и марксистско-ленинская философия являются материалистическим проявлением классической рациональности.

Итак, процесс познания начинается с чувственного восприятия окружающего мира, в философии его называют чувственным созерцанием. Но этот процесс всегда рационально осмыслен, и, как утверждает акад. Узнадзе, имеет свою установку на восприятие. Задача чувственного познания состоит в создании целостного представления о предмете на уровне явления.