Лекция # 19. Современная теория познания (эпистемология)


Поэтому чувственное познание нельзя воспринимать как чисто психологический или физиологический акт, это познание обусловлено как уровнем развития науки, так и потребностями практики. В современной теории познания чувственное познание не только обусловлено теорией, но и является основой для теоретического познания. (Сравните сенсуализм, который абсолютизировал значение чувственного познания, утверждая, что «в нашем разуме ничего другого нет, чего прежде не было бы в чувствах». Дж. Локк.)

Чувственное познание имеет три формы: ощущение, восприятие и представление. Все эти процессы в коре головного мозга, естественно обусловлены физиологически, но философия рассматривает их с точки зрения накопления получаемой информации. Ощущение передает в кору головного мозга результаты восприятия наших органов чувств. Восприятие - информация органов чувств воспринимается определенным участком головного мозга и распространяет ее на уже имеющуюся информацию, происходит синтез нового и старого знания. Представление, как целостный образ объекта, содержит в себе достаточно информации на уровне явления, чтобы рациональное познание было возможно.

Рациональное познание имеет свою задачу – изучение объективных законов развития, на основе которых человек способен преобразовывать свою жизнь.

Как и чувственное познание, рациональное имеет три формы: понятие, суждение и умозаключение.Понятие – результат абстрагирования от несущественных свойств и выделение главного, существенного. В понятии отражаются объективные, существенные свойства предметов и явлений. Например, масса, энергия, общество, нация и т.п., иначе говоря, понятия – это язык науки, ее понятийный аппарат, без которого невозможна ни одна научная дисциплина.

Суждение – это мысль, выраженная с помощью понятий. Например, идея, теория, гипотеза и т.п.

Умозаключение – вывод данной теории, в отношении существующего положения в науке, и успешного применения данной теории в практике.

В процессе познания чувственная и рациональная стороны познания теснейшим образом взаимодействуют между собой. Познание, как мы уже говорили, начинается с чувственного восприятия, но выбор объекта познания обусловлен теоретическими установками, а рациональное познание, выраженное абстрактными понятиями и законами, существует для того, чтобы применить данную теорию в практике, а для этого потребуется создание целостного предмета в его реальной жизненной ситуации.

Мы познакомились с теорией познания классического типа мышления. Мышление, объектом познания которого являются объективные свойства предметов и явлений, а знания, соответствующие этим свойствам признаются единственно истинными. Классическое мышление работает на эмпирическом и теоретическом уровнях познания. На эмпирическом уровне накапливаются факты и опытные данные, а теоретический уровень объясняет, что и почему происходит на эмпирическом уровне.

Что нового в теорию познания вносит релятивистский тип мышления?