Лекция # 19. Современная теория познания (эпистемология)


Итак, если в классическом познании источником развития являлась единство и борьба противоположностей, т.е. диалектическая теория Гегеля – Маркса, то в постнеклассическом мышлении глобальная эволюционная теория показывает, как за счет энергии в хаосе рождаются новые системы.

В научном познании в зависимости от целей и задач, которые ставит перед собой ученый, используются все типы познания.

3.Задача научного познания заключается в достижении истинного знания об объекте исследования. Что же такое истина?

В истории философии истину понимали как соответствие наших знаний вещам (Аристотель). Эта традиция господствовала вплоть до Нового времени (Ф. Бэкон, Д. Дидро, П. Гольбах, М. Ломоносов, А. Герцен, Н. Чернышевский и др.)

В идеалистических системах под истиной понимали абсолютные и вечные свойства материальных объектов, существующие независимо от самих объектов. (Платон, Августин). Гегель дополняет это представление об истине идеей развития, т.е. вечно развивающемся знанием. С точки зрения субъективных идеалистов (Юм, Беркли) истинно то, что соответствует нашим ощущениям (мир – комплекс моих ощущений).

Мах и Авенариус настаивают на относительном характере истины, т.к., кроме знаний об объективных свойствах предметов, они включают в понимание истины субъективный компонент, т. е. исследовательскую деятельность ученых: постановку целей, выбор методов познания, приборы для исследования, осмысление результатов познания.

Классическое мышление видит в истине отражение объективных свойств объектов познания. Карл Маркс в определение истины включает практику, как основу познания и основной критерий истины. В «Тезисах о Фейербахе» Маркс писал: «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен человек доказать истинность, т.е. действительность и мощь своего мышления».

В современной науке утвердились три основных критерия истины: а) подтверждаемость опытом, б) непротиворечивость по отношению к существующему теоретическому знанию, в) эффективность в практическом применении.

Философия дает следующее определение истины: «Истина – знание, верно отражающее действительность, выраженное в теоретической форме и проверенное на практике».

Истина, как и само познание, является историческим процессом, в котором знания становятся более глубокими и богатыми по содержанию. Практика, как критерий истины, проявляет себя в двух ипостасях: она может выступать в качестве абсолютного критерия, когда мы используем весь содержательный инструмент практики:

  • проверка теории в условиях экономической жизни общества,
  • использование теории для развития науки и культуры,
  • использование теории для социальных преобразований,