Лекция # 19. Современная теория познания (эпистемология)


  • использование теории для подготовки человека к продуктивной практической деятельности в новых исторических условиях.

Но практика является и относительным критерием истины, если мы будем рассматривать ее в историческом аспекте, ведь в каждый исторический период практика предъявляет свои критерии к науке, т.е. к истине.

Поведем итоги: что же представляет собой современная теория познания? Что мы называем наукой и каковы возможности современной науки?

Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на познание природы, общества и самого познания в целях достижения максимально достоверного знания, приведенного в систему и направленного на преобразование жизни человека.

Осмысливая пройденный наукой путь, философия приходит к выводу, что современная наука располагает тремя типами рационального мышления, т.е. тремя типами научного познания, отличающимися друг от друга: а) предметом познания, б) методами познания, в) средствами познавательной деятельности и г) возможностями преобразования практической жизни людей. В зависимости от задач, решаемых учеными в современном познании, используется тот тип познания, который соответствует наиболее эффективному решению научной проблемы и практической задаче.

В современной науке сформировался стиль научного мышления, что свидетельствует о высоком уровне её развития. Под стилем мышления следует понимать модель познания, научную парадигму, как норму культуры научного мышления. В каждом типе мышления она определяется системой понятий и теорий, своими методами познания, уровнем познавательной деятельности, позволяющей ученым ставить и решать актуальные проблемы современности.

Под методом в современной науке понимается совокупность действий, необходимых для достижения поставленной цели. В качестве метода в науке может выступать достаточно общий закон или понятие в их методологическом значении. Ещё Сократ, давая определение общим понятиям, считал, что эти понятия не только отражают сущность предметов, но и могут использоваться в качестве метода познания единичных предметов. Метод следует отличать от методологии, под которой понимается: а) или теория метода, т.е. его эвристические возможности , б) или система определенных методов, применяемых в той или иной области действительности, например, диалектика.

Современная наука работает на четырех уровнях познания:

  • на эмпирическом. На этом уровне научное познание формируется на опытных данных естественных, технических и гуманитарных дисциплин,
  • на теоретическом уровне, который помогает понять, что происходит на эмпирическом познании и создает законы для теоретического осмысления достаточно обширной области действительности,
  • на системном уровне, когда на основе синергетики исследуются алгоритмы глобального эволюционного процесса, в котором взаимодействуют сложные системы в условия случайного отклонения от величины среднего значения и нелинейный путь развития,