Лекция # 19. Современная теория познания (эпистемология)


  • обобщение конкретно-научного знания на уровне мировоззренческих выводов относительно научной картины мира, гносеологических и аксиологических перспектив развития данной науки. Этот уровень начинает проявлять себя в 60-70 годах ХХ века.

Отсюда можно сделать вывод о функциях современной науки: а) описательная, б) объяснительная, в) преобразовательная и г) прогностическая.

В современной науке важен не просто результат, но и гносеологическая и методологическая осмысленность результатов познания. Надо понимать, что, когда наука имеет дело с вероятностными результатами, когда хаос может преобладать над закономерностью, а дальнейшее развитие изучаемых систем приобретает характер нелинейности, - необходим гносеологический и методологический анализ пройденного пути познания. И этот анализ может стать более существенным, чем сам результат.

Познание должно носить концептуальный характер с четко выраженной практической направленностью и теоретическим осмыслением.

В современной науке наиболее существенными ценностными критериями являются: экологический, нравственный, технологический, эстетический и другие, свидетельствующие о гуманистической направленности процесса познания и социального развития вообще. М. Монтень однажды заметил: «Тому, кто не постиг науки добра, всякая наука приносит лишь вред».

Такова современная наука и перспективы ее развития.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

1. Определение базовых понятий.

  • Субъект познания – тот, кто осуществляет процесс познания.
  • Объект познания – то, на что направлен процесс познания
  • Скептики – философы, сомневающиеся в истинном познании мира.
  • Агностики – отрицали познаваемость мира
  • Солипсизм – точка зрения субъективных идеалистов, утверждающих, что мира как объективной реальности не существует, а потому вопрос о познаваемости мира – не корректен.
  • Абсолютная истина – идеал, к которому должно стремиться познание, расширяя и углубляя знание о мире, но идеал никогда не может быть достигнут.
  • Истина – знание, верно отражающее действительность, выраженное в теоретической форме и проверенное на практике.
  • Практика – совокупный общественный опыт людей, направленный на преобразование их жизни.
  • Совокупный общественный опыт, по мнению К. Маркса, который ввел в научный обиход понятие практики, совокупный общественный опыт состоит из: 1. материального производства – основы общественного развития,2.развития науки и культуры,3.социальных преобразований и реформ, 4. подготовки человека к активной общественной жизни.