Лекция # 19. Современная теория познания (эпистемология)


  • Функции практики в процессе познания: 1.источник познания,2. движущая сила познания, 3. цель познания, 4. критерий истины.
  • Чувственное познание или живое созерцание - восприятие окружающего мира с помощью органов чувств. Задача чувственного познания состоит в создании целостного представления о предмете на уровне явления.
  • Формы чувственного познания: 1.ощущение, 2. восприятие, 3. представление.
  • Рациональное познание – знание о законах развития мира, с помощью которых человек может изменить свою жизнь.
  • Формы рационального познания – 1.понятие,2. суждение, 3. умозаключение.
  • Понятие – отражает объективные, существенные свойства предметов.
  • Суждение – мысль, выраженная с помощью понятий (идеи, гипотезы, теории и т.п.)
  • Умозаключение – вывод о возможности научной теории изменить существующее положение в науке и практике.
  • Парадигма – общепризнанная совокупность понятий, теорий и методов исследования, которая дает научному сообществу модель познания, т.е. постановки новых проблем и их решений (Т.Кун). На основе парадигмы определяются объекты познания, методы и результаты.
  • Наука- форма духовной деятельности людей, направленная на познание природы, общества, человека и самого познания в целях достижения максимально достоверного знания, приведенного в систему и направленного на преобразование жизни человека.
  • За всю историю развития науки человечество выработало три типа мыслительной деятельности, т.е. три парадигмы:
  • 1.классическое мышление: наука стремилась познать объективную истину о предмете безотносительно к условиям познания и личности ученого. Человек исключался из познавательного процесса. Классическое познание работало на двух уровнях: эмпирическом и теоретическом. Господствовал объективистский стиль познания. ХУП – конецХ1Х вв.
  • 2.неклассическое (релятивистское) мышление: как моменты объективно-истинного знания в познавательный процесс включаются условия познания и личность ученого, который определяет объект познания, цели познания, методы и средства познания, а также результат познания и его внедрение в культуру. Конец Х1Х – первая половина ХХ веков.
  • 3.постнеклассическое мышление (или системное познание): каждый предмет рассматривается как сложная, открытая система с обратной связью. В этом случае в процесс познания включается не только субъективная деятельность ученого но и многообразие вариантов нелинейного развития неустойчивых систем, а потому становятся закономерными явлениями хаотичность, случайность, вероятностный характер. Предсказать поведение системы на перспективу не представляется возможным. Задача этого типа познания - изучить сложные, глобальные системы в их цельности средствами всех наук.