Лекция # 2 Исторические типы философии и философствования


План лекции
 

  1. История философии как наука, типологизация философских направлений и школ.
  2. Восточный и западный типы философствования.

История философии – это наука об истории познания человеком мира, самого себя и своей культуры в их сущностном выражении и умопостигаемой форме. История философии – это наука о развитии человеческого мышления, учебник, по которому человек учился и учится мыслить.

История философии раскрывает взаимосвязанный процесс развития философских идей и различных философских направления и школ, которые представляют собой многообразные пути познания истины. Это ее главное содержание, об этом надо помнить всегда при изучении истории философии.

Разнообразие и пестрота философских школ поставили перед наукой проблему типологизации.

Типологизация - это всеобщий метод научного познания, с помощью которого группируются объекты в системы, роды, виды на основе определенных критериев, признаков, с помощью которых производится оценка, проверка или группировка предметов (явлений) в роды или виды.

Типологизация философских направлений и школ осуществляется по следующим критериям, или основаниям:

1. Онтологический критерий, выясняющий сущность мироздания, его субстанциональную основу.

По онтологическому критерию, отвечающему на вопрос: «Что является основой мироздания, его первоначалом и первопричиной?»: - В истории философии определились два основных направления – материализм и идеализм.

Материалисты, отвечая на вопрос: «Что является первичным, материя или сознание?», - утверждали, что первично нечто материальное. Так, для первых материалистов милетской школы основой бытия, его субстанцией, являлось какое-то вещество: для Фалеса – вода, для Анаксимена - воздух, для Анаксимандра – апейрон, т.е. нечто, хотя и беспредельное, но материальное, содержащееся в каждом предмете.

По мере развития науки и знаний человечества о мире точки зрения материалистов менялись, но общий философский подход для материалистов всегда оставался неизменным – материя первична, а сознание вторично, оно лишь отражает объективно существующий материальный мир.

Идеалистами называют тех философов, которые утверждали, что первично сознание. Объективные идеалисты считали, что существует объективно надмировое сознание: у Платона, основателя объективного идеализма, это надмировое сознание называлось «миром идей», который