Лекция # 20. Общество как предмет философского анализа


Широкое методологическое и инструментальное применение менталитета нашло в трудах французских историков «Школы Анналов», для которых категория ментальности стала центральной категорией исследования культуры и истории в целом.

В отличие от менталитета цивилизационные основания представляют собой осознанные, устойчивые характеристики культуры  определенной эпохи, поддерживаемые политическими и идеологическими устремлениями общества. Но цивилизационные основания, как закономерности развития открытой культурной системы, сохраняя единство системы, должны «впитывать» глобальные тенденции развития мировой цивилизации, чтобы не оказаться в национальной изоляции.

В европейской исторической и культурологической науке исследуется два типа Ц.: традиционная и техногенная, или восточная и западноевропейская. Своеобразные типологические признаки (или цивилизационные признаки) позволяют судить о них как о двух типах культурного развития: о традиционной культуре, к ней обычно относят культуры Индии, Китая, Японии и др. стран, эти культуры основаны на традициях и техногенные или новационные культуры, представленные странами Европы и Америки, основу их культуры составляет научно-технический прогресс.

Техногенная Ц. начала формироваться в европейском регионе в Х1У-ХУ1вв., т.е. в эпоху Ренессанса, Реформации и Просвещения. В это время складывается ядро ценностей техногенной Ц., основу которого составляло особое понимание человека и его места в этом мире. Человека понимали прежде всего как деятельное существо, которое главной своей задачей считает преобразование природы и подчинение её своей власти. Утверждался идеал свободной личности, которая обладает равными правами с другими, а ее богатая индивидуальность являлась основанием для творческой деятельности. Именно личностные качества, их творческий потенциал определяют значение личности в западном обществе.

В системе жизненных смыслов техногенной Ц. самой большой ценностью считаются инновации и прогресс в области науки и технологий, они становятся не только приоритетной ценностью, но и самоцелью.

Наука – одна из важнейших составляющих человеческой культуры, которая с ХУП века становится в Европе господствующей формой общественного сознания. Это понятийная форма мышления, которая видит свою задачу в достоверном познании мира и систематизации полученных знаний, с помощью которых человек преобразует свою жизнь. Успех преобразовательной, рациональной деятельности человека основан на знании объективных законов развития природы и общества, а потому наука оказывает влияние на все другие стороны общественной жизни, формирует научную картину мира, лежит в основе образовательной системы, формирует теорию познания и мировоззрение современного человека.

На этой системе ценностей вырастают особенности культуры техногенной Ц., которые дали человечеству много открытий и свершений. Сама идея прогресса стала отождествляться с ценностями техногенной Ц.