Лекция # 20. Общество как предмет философского анализа


Техногенная Ц. прошла несколько этапов эволюции: доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный (вторая половина ХХ века). На третьем этапе модернизация переросла в глобализацию, которая характеризуется не только положительными, но и отрицательными тенденциями развития, так называемыми глобальными проблемами современности (ГПС). 

В традиционной китайской культуре доминировало иное понимание роли человека в этом мире. Оно выражалось в знаменитом принципе «У – ВЭЙ», который провозглашал «недеяние», т.е. невмешательство в естественный ход развития природных явлений. Это был альтернативный идеал активному вмешательству в преобразование природы, а также в социальную жизнь. Природа в традиционных культурах понималась как живой организм, частичкой которого является и сам человек.  В традиционной культуре значение личности определяется семейно-клановыми, кастовыми и сословными отношениями. Быть личностью – значит быть носителем их ценностей, частью клана и заботиться о его интересах.

Послевоенный глобализирующийся мир существенным образом изменился. Техногенная Ц., успехи преобразовательной деятельности которой приводили к позитивным для человечества результатам, не могли оставаться незамеченными в традиционных обществах. Кто может назвать культуры Японии, Индии, Китая, России не современными, не развивающими науку и технологии? – Это передовые страны в мировом сообществе, но сохранившие свои культурные традиции.

Подводя итоги традиционной и техногенной цивилизациям, следует выделить те основные закономерности, которые определяют специфику культурного развития стран, принадлежащим к этим типам.

Для традиционных Ц. характерны: мистерии – тайные религиозные обряды, интуитивизм в познании, буддийская и исламская религиозные традиции, традиционализм в культуре, приоритет коллективного над индивидуальным, особый тип государственности, для которого типично отсутствие равенства по всеобщему законуДля .

Для техногенных Ц. характерны: рационализм в познании, христианские традиции, просветительство, представительная демократия, приоритет индивидуального над коллективным, научно-технический прогресс как цель развития.

Кроме этих «классических» типов Ц., существовали и существуют евразийские культуры, представляющие собой синтез традиционных и техногенных Ц. Л.Н.Толстой так отозвался о российской культуре: «Россия – это хрящ, наросший от трения Запада о Восток».

Полагаю, что единая государственность России и Казахстана на протяжении многих десятилетий существования наложила определенный отпечаток «евразийства» и на культуру современного Казахстана. В современных условиях глобализации взаимовлияние двух классических типов культур приобретает особенно интенсивный характер, и порождает новые проблемы.