Лекция # 20. Общество как предмет философского анализа


Что мы называем глобальными проблемами современности (ГПС)?

ГПС – это проблемы, касающиеся системы «человек – мир», имеющие планетарный характер, от которых зависит судьба человечества и условия его жизнеобитания. В учебной литературе эти проблемы обычно подразделяют на три большие группы: 1. экологические, 2. демографические и 3. военно-политические. К наиболее актуальным относят свыше 20 проблем, среди которых наиболее острыми называют следующие:

- угроза экологической катастрофы,

- минерально-сырьевой кризис,

- медико-биологические проблемы здоровья,

- сокращение ареалов нищеты и бедности,

- проблемы энергетического кризиса,

- проблемы предотвращения войны с использованием средств массового поражения,

- прекращение гонки вооружения,

- борьба с терроризмом и др.

Какие причины возникновения ГПС называют глобалисты?

1.Неспособность людей предвидеть все последствия хозяйственной деятельности и безответственное отношение к природе и собственному здоровью. Долгое время человек рассматривал природу как неисчерпаемую кладовую, из которой можно только черпать для себя богатства, не заботясь об их сохранности и воспроизводстве. И только во второй половине ХХ века ГПС поставили перед человечеством проблему коэволюционного отношения к природе.

2. Идеология потребительства, которая приводит к кризису духовную культуру человечества и отсталости огромной части населения мира, неспособного повышать свою культуру и личностное развитие.

3.Демографические проблемы (численность населения Земли приближается к 7 млрд.) и усиление роста потребностей людей в технических средствах, что приводит к негативное воздействию техники на природную среду.

4. Угроза ядерной войны, борьба с терроризмом и др. обстоятельства современной жизни, которые провоцируют гонку вооружения и отвлекают огромные финансовые средства от социальных нужд населения.

5.Защита окружающей среды от воздействия техники и необдуманных планов людей требует больших финансовых вложений, в несколько раз превышающих затраты на добычу полезных ископаемых и их переработку. Не всегда у государства, а тем более у частного собственника, есть такие средства, а потому экологические задачи не всегда могут быть решены в срок.

Но мировое сообщество предпринимает меры для решения ГПС. В этом плане уже накоплен определенный опыт. К мероприятиям, способным   обеспечить поворот в сторону гармонизации отношений «человек – природа», относятся:

  • фабричная утилизация отходов,
  • предотвращение выброса в атмосферу газов при сжигании топлива,
  • энерго и ресурсосберегающая технология,
  • стимулирование восстановления природной среды,
  • безотходное производство,
  • создание единого информационного пространства, предупреждающего о надвигающейся катастрофе,
  • создание единой глобальной этики и формирование мировоззрения людей Земли на основе принципа коэволюции, исследующего гармоническое существование человека и природы.

И другие мероприятия, которые уже доказали свою эффективность в борьбе с экологическими последствиями. Опыт по решению глобальных проблем показывает, что наши усилия, направленные на сохранение природы будут бессмысленны, если мы не откажемся от идеологии потребительства и если будем «залечивать» отдельные фрагменты существующей проблемы, а не решать системно назревшие задачи.

Стратегию борьбы с ГПС следует разрабатывать, хорошо понимая причины их возникновения, учитывая существующий мировой опыт и используя синергетическую методологию в познании системных процессов. Глобальные проблемы для своего решения требуют содружества науки, техники, огромных финансовых вложений, а также участия подготовленных высококвалифицированных специалистов, способных решать такие сложные задачи.

И в заключении следует сказать, что ХХ век переломный не только в истории мировой цивилизации, но и в судьбе самого человечества. Человечество убедилось, что его господство над природой не беспредельно и чревато гибелью и природы и самого человека. ГПС, ярко проявившие себя во второй половине ХХ века, показали, что человек должен учитывать самостоятельность природных процессов и принимать их как условия для своей деятельности.

Никогда прежде не требовалось для жизнеобеспечения человечества такого количества природных ресурсов, и никогда отходы жизнедеятельности не были столь велики. Становится все более очевидно, что историческая форма существования человека, которая позволила ему создать современную цивилизацию со всеми ее беспредельными возможностями и удобствами, породила множество проблем, которые требуют безотлагательного решения. Наступило время отрезвления от технократических обещаний всеобщего счастья на Земле. Новое мировоззрение, способное предотвратить гибель техногенной цивилизации, должно формироваться на принципиально иных основаниях.

В научную картину мира должны войти представления о живой природе как целостной системе жизни, взаимодействующей с неорганической оболочкой Земли и сферой человеческой жизнедеятельности, это новые, коэволюционные представления, составляющие основу нового мировоззрения. Новое видение природной среды должно рассматривать природу как целостный живой организм, изменение которого может происходить лишь в определенных границах. Эти границы человек должен учитывать в своей деятельности и не переступать за них, т.к. нарушение этих границ приводит к разрушению системы в целом. И в этом надо видеть не слабость человека, который «пасует» перед природой, а его подлинную мудрость и прозорливость.

Человек в этой новой картине мира является органичной частью природы, а не её покорителем, хозяином. Чтобы «овладеть» этой новой для себя ролью, человеку необходима новая, глобальная этика, над созданием которой в настоящее время усиленно трудится мировое сообщество.

Итак, новое мировоззрение и цивилизационные принципы в новой культуре человечества вовсе не предполагают отбрасывание всех достижений техногенной цивилизации, а только их преемственность и модернизацию.

Самостоятельная работа

1.Определение базовых понятий:

  • Общество – продукт совместной деятельности людей, способных собственными усилиями создавать необходимые условия для жизни. Человеческое общество существует благодаря деятельности людей, представляющей собой единый сплав духовного и материального.
  • Общество – динамичная, саморазвивающаяся система, которая способна, сохраняя свою качественную определенность, существенным образом менять свое состояние.
  • Система – целое, состоящее из элементов, связанных между собой системными свойствами и связями.
  • Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения человека к окружающему миру, направленная на его изменение в человеческих целях.
  • Культура – это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу.
  • Культура – это органическая система, в которой реализуются деятельные силы человека и достигаются условия его свободного развития. Как система, культура состоит из таких основных элементов, как менталитет и цивилизация.
  • Менталитет – это неосознаваемые автоматизмы в мышлении и поведении людей, некая тень былого традиционного сознания. Это первичные формы адаптации человека к окружающему миру, глубинные культурные установки, по К. Юнгу, это коллективное бессознательное, архетип, почти не поддающийся изменению.
  • Цивилизация – устойчивая характеристика культуры определенной эпохи, составляющая её основание и определяющая перспективы развития. Цивилизация характеризуется наиболее значимыми материальными и духовными достижениями культурного развития, позволяющими человеку личностно развиваться в определенной культурной среде.